Первое впечатление было невероятным. Это надо же так – вроде известная всем картина, а художник просто представил себе, как бы выглядел герой Рафаэля или Леонардо, если бы лучше кушал и меньше двигался, и получилось нечто совершенно иное. При этом сам Фернандо Ботеро вовсе не страдает ожирением. Откуда такая страсть тучным телам?
Фернандо Ботеро Ангуло был просто обречен стать знаменитым художником – несмотря на то, что детство его вовсе не было легким. Он даже стал основоположником нового стиля в живописи – ботеризма. Знатоки называют его ответвлением фигуративизма, но какая разница, как обозвать то, что он делает? Его картины узнаваемы, вот и все. Несколькими легкими движениями кисти святоша превращается в Вакха. Глядя на известного полководца, думаешь – а как его лошадь-то выдерживала? Впрочем, такая, как на картине – запросто.
Сейчас его скульптуры стоят в Париже и Нью-Йорке. А начиналось все в Колумбии, в Медельине, 19 апреля 1932 года в Меделине, где в семье коммивояжера Давида Ботеро и модистки Флоры Ангуло появился на свет второй сын. Всего братьев было трое. В испанской культуре ребенку дается не только фамилия отца, но и фамилия матери, поэтому полное имя будущего художника было Фернандо Ботеро Ангуло. Хорошая традиция, надо сказать. Отца хватил инфаркт, когда дети были еще совсем маленькими – будущему художнику едва исполнилось четыре.
К искусству детей приобщать было особо некому – мать думала, как их прокормить. Но в Латинской Америке, в том числе в Колумбии, много очень хорошей архитектуры, на церкви и особняки можно смотреть, сколько влезет, даже если нет денег на музей. Фернандо с детства всем этим интересовался, и особенно ему нравилось барокко.
«Мужская рука» в воспитании мальчиков принадлежала их дяде, брату матери. В начальную школу ходили все колумбийские дети, а вот чтобы учиться в средней, нужны были деньги. Фернандо сумел получить стипендию, что и дало ему возможность учиться в школе иезуитов.
Потом дядюшка решил, что мальчику нужна мужская профессия, и отправил его в школу матадоров – коррида была весьма доходным, хотя и опасным делом. Шел 1944 год, Европа воевала, Латинская Америка – жила свое очень яркой жизнью. Фернандо осваивал приемы корриды, параллельно рисовал. И в 1948 году его рисунки впервые увидели свет, и где? В одной из самых известных еженедельных газет страны, «Эль Коломбиано». Первый заработок позволил юноше самостоятельно заплатить за обучение в лицее.
И в этом же году он впервые участвовал в региональной коллективной выставке. В 1949 году его взяли художником-постановщиком в местный театр. Через два года он решил перебраться в Боготу – жизнь в столице давала гораздо больше возможностей для успешной карьеры.
Он не ошибся. Почти сразу же в одном из лучших выставочных залов страны, галерее Лео Матиса, состоялась его первая персональная выставка, вызвавшая большой интерес публики и положительные отзывы критики, хотя стиль молодого художника был очень непривычным.
Но в Боготе Ботеро прожил около года. Вместе с компанией молодых колумбийских художников он отправился в Европу – для начала в Барселону. Но в Каталонии он тоже не задержался, переехал в Мадрид, где несколько месяцев учился в Академии Святого Фернандо. Потом вернулся в Боготу – ради второй персональной выставки.
Впрочем, он не считал свое обучение законченным. На родине выдержал всего год, и следующим местом притяжения для него стал Париж. Он просто не вылезал из Лувра. Побывал и в Италии.
С конца 50-х он обосновался в Париже. Впрочем, раз в год он обязательно летает в Колумбию, в свой родной город. На родине выставки его проходят довольно часто, он считается самым колумбийским из латиноамериканских художников.
Ботеро - яркий пример того, что художник может быть и успешным бизнесменом. Его работы охотно покупают коллекционеры. Они есть в крупнейших музеях мира. Его толстяки очень нравятся публике. Почему они нравятся ему самому, Ботеро не знает. Просто художника всегда привлекает какая-то форма или цвет, или образ – он сначала делает, а потом задумывается, почему.
Скульптурой он увлекся в начале 60-х. В те годы его картины еще не оценивались в миллионы долларов. Поэтому были постоянные финансовые проблемы, очень мешавшие ему работать с традиционными материалами, вроде бронзы. Поэтому он делал своих толстяков, что называется, из говна и палок – из акриловой смолы и древесных опилок. Но этот материал ему не понравился.
Но не следует думать, что работы Ботеро – это сплошная вакханалия и торжество плоти. Он ведет активную общественную работу, выступая, например, против насилия со стороны наркокартелей, или жестокого обращения с заключенными. Эти проблемы чрезвычайно актуальны для многих стран Нового Света, и им были посвящены две его персональные выставки в Боготе в начале нового тысячелетия. Часть работ он подарил музеям. Одна из самых значительных его экспозиций – «Абу-Грейб», которая как раз и рассказывает о действиях американских ВВС в Иране.
Потом-то он снова вернулся к своим толстячкам, хотя во многих работах ясно видны религиозные мотивы. Потом был «Цирк» - серия из двух десятков работ.
Он по-прежнему живет в Париже – со своей третьей женой, греческой художницей Софией Вари. Лето проводит в Италии, но раз в месяц по-прежнему навещает Колумбию. Выставки его проходили во многих городах, а в конце 2021 года – заявлена в Москве, в музее на Петровке, 9. Очень хочу попасть.
�