Найти тему

Что такое «поджарое» производство Тойоты и кто стоит у его основания

Дорогой друг, как ты уже, наверно, понял, в этой статье речь пойдет об одном из крупнейших автомобильных производителей Toyota Motor Company. Здесь я не буду писать о важности и значимости этой фирмы (это и так все знают без меня), так же обойду стороной всю теоретическую рутину, которой пестрят различные сайты. В этой статье я хочу кратко рассказать не просто историю становления компании, а затронуть лишь основные, наиболее интересные моменты, чтобы показать, за счет чего данная фирма завоевала свою довольно таки не малую долю мирового авторынка. Поэтому мое внимание будет сосредоточено на всяких интересных фактах.

Кииширо Тойода
Кииширо Тойода

Начнем так сказать… Основателем Toyota Motor Company считается Кииширо Тойода. Везде можно прочитать про его вклад в основание компании, про важность и значимость и бла-бла-бла….но мы выделим основные моменты: во-первых он начал самостоятельно изучать устройство двигателя внутреннего сгорания. И кстати, будучи не бедным человеком, он занимался этим в стенах компании Toyoda Spinning & Weawing Co. Ltd., основанной его же отцом Сакиши Тойода. Стоит заметить, что эта компания занималась производством ткацких станков. А тут бац! И двигатель внутреннего сгорания. Но и это еще не всё. Кииширо пошел дальше и уговорил совет директоров открыть автомобильное подразделение компании. Это случилось в 1933 году. А уже в 1934 году был разработан опытный образец двигателя. И, соответственно, в 1935 году был построен первый автомобиль с этим двигателем.

Цех ткацкой фабрики Toyoda Spinning & Weaving Co. Ltd. Источник: www.drom.ru
Цех ткацкой фабрики Toyoda Spinning & Weaving Co. Ltd. Источник: www.drom.ru

Моему читателю станет интересно, почему-же именно автомобиль, ведь отец основал фирму по производству ткацких станков. Некоторые могут подумать: «просто продолжай его дело, получай прибыль, ведь все уже отработано». Поэтому отмотаем время не много назад. Отец Кииширо
Сакиши Тойода был очень умным и дальновидным человеком. А еще он был изобретателем. Он продал патентные права на изобретенный им ткацкий станок за 100 тыс. фунтов стерлингов. И веря в перспективу автомобилестроения отдал деньги своему сыну Кииширо с условием, что он займется разработкой автомобиля. И, как сейчас говорят, «выстрелило!»

Сакиши Тойода
Сакиши Тойода

Теперь снова продолжим разбираться с деятельностью Кииширо. Он, как вы поняли, был ни чуть не глупее своего отца и даже пошел еще дальше. Он смекнул, что автомобили – это востребовано и выгодно, поэтому в 1936 году он организовал исследовательскую лабораторию в Токио, а в 1937 году открывает Toyota Motor Company как самостоятельное предприятие. Как бы это странно не звучало, но становлению компании помогла милитаризация Японской экономики в преддверии Второй мировой войны. Тойода получил заказ на 3000 грузовиков для японской армии. И кстати, плоть до 60-х годов основным бизнесом фирмы были легкие грузовики.

Один из первых автомобилей Toyota – модель G1
Один из первых автомобилей Toyota – модель G1
1936 Toyoda Model AA, с оригинальным логотипом Toyoda
1936 Toyoda Model AA, с оригинальным логотипом Toyoda

Позволю сделать себе лирическое отступление. Само собой напрашивается целесообразный вопрос: «Почему «ТойоТа», если фамилия основателей «Тойода»?» Все очень просто. Считается, что это сделано для упрощения произношения и для того, чтобы отделить семью и профессиональную сферу. По этому поводу есть еще одно мнение. Оно основано на том, что что для написания иероглифического «Toyota» требуется восемь движений руки — счастливое число у представителей страны восходящего Солнца. Так это или нет, мы можем только догадываться, но одно ясно точно – примета сработала, раз компания достигла таких высот.

Нетерпеливый читатель, наверно, подумает: «Я уже прочитал больше половины статьи, и ни слова про «поджарое» производство! Где же оно?». Смею успокоить – уже совсем скоро. Про систему «Точно в срок» Кииширо Тойоды многие знают из курса менеджмента. Если очень кратко, то суть ее в том, что ни одну деталь нельзя начинать изготавливать, до тех пор, пока в ней не возникнет потребность. Позже, его последователями эта система была реализована в большем объеме, модернизирована, а в 1990 году после выхода книги «The Machine That Changed the World» (P. Womack и др.) производственную систему Тойоты стали называть «поджарым» производством, то есть ничего лишнего. Грубо говоря лучше здесь и сейчас сделать качественно и в срок, оптимально распределив ресурсы, чем потом тратить время и деньги на некачественно произведенную продукцию.

Если статья показалась вам интересной, поставьте лайк начинающему блоггеру, и он попробует еще написать что-нибудь интересное для вас, если нет... то где-то в мире будет грустить один котик)))

P.S. Все фотографии взяты из открытых источников.