Найти тему

Первый мультик о хоккее "Шайбу! Шайбу!" (СССР, 1964)

Из свободных источников
Из свободных источников

Albert Magnus:

В 1963 году советская ледовая сборная под руководством Аркадия Чернышёва и Анатолия Тарасова завоевала золото чемпионата мира, положив начало триумфальной серии, когда нашим хоккеистам не было равных на всех без исключения международных турнирах вплоть до начала 1970-х. Тогда-то по сути и зародился всенародный культ хоккея, который продолжался до начала 90-х, когда наших ведущих игроков вдруг поманила перспектива огромных деньжищ и они при первой же возможности рванули за океан в НХЛ, наплевав на сборную и развитие национальной лиги. Но не будем о грустном.

Из рабочих эскизов к мультфильму "Шайбу-шайбу"
Из рабочих эскизов к мультфильму "Шайбу-шайбу"

Советский кинематограф всегда уделял повышенное внимание спорту и новые любимцы мгновенно получили путёвку на киноэкран: уже в 1964 году появился полнометражный кинофильм "Хоккеисты" и 20-минутный мультшедевр "Шайбу! Шайбу!"

Роман Ужасов:

Конечно, этот замечательный мультфильм Бориса Дежкина, который присутствует практически на любом союзмультфильмовском сборнике, и так многие помнят. Но до эпохи видео, трансляциями этого мультика, и его сиквела – «Матч-реванш», телевидение нас баловало не часто. Хорошо, что дома имелась книжка со сценариями мультфильмов, среди которых был и хит о противостоянии «Вымпела» и «Метеора».

Иллюстрации В. Наумова
Иллюстрации В. Наумова

Из сценария только и можно было узнать, что паренька, который в фильме остался безымянным, зовут Рыжик. И он, кстати, единственный из игроков «Вымпела» имеет имя (или хотя бы прозвище), остальные, просто усредненные "славные ребята" - хоккеисты-коллективисты, а вот метеоровцы более персонифицированы. Кроме неистового капитана команды в сценарии упоминаются еще три игрока – вратарь, по кличке Музыкант (всегда ходит с транзисторным приемником), Хохотун и некто Тяпа.

Иллюстрации В. Наумова
Иллюстрации В. Наумова

А.М.: Наверно так и останется тайной, почему Борис Дёжкин питал особенную слабость к физкультурно-спортивную тематике. Ведь помимо условной "метеоровской" серии из 6 мультиков (хотя я лично к ней отношу только 5, но об этом позже), на счету режиссёра ещё аж 8 работ, так или иначе относящихся к спорту. Началось же всё 75 лет назад, в 1946 году - с м/ф "Тихая поляна" про футбольное состязание между лесными зверями, где ничто ещё не напоминало индивидуальный стиль Дёжкина с носами-пузырями. Проявился он лишь к концу 50-х в образах весёлых человечков в нетленке "Ровно в 3:15" (1959), а в полной мере расцвёл в единственной полнометражке мастера - экранизации "Чиполлино" (1961).

Из рабочих эскизов к мультфильму "Шайбу-шайбу"
Из рабочих эскизов к мультфильму "Шайбу-шайбу"

Кстати, к тому времени Дёжкин подутратил интерес к мультспорту, после дилогии про СМИ ("Необыкновенный матч"/ "Старые знакомые", 1955-56) сняв лишь акробатический этюд на концерте в упомянутом "Три пятнадцать". Возвращение в тему, которое стало в итоге окончательным и бесповоротным, случилось в маловразумительной и явно заказной агитке "Снежные дорожки" (1963) про лыжников-физкультурников. К успехам советских спортсменов на международных стартах она имела очень отдалённое отношение, иначе речь бы там шла о лыжницах, представительницы которых из СССР действительно в 1960-е были впереди планеты всей.

Из рабочих эскизов к мультфильму "Шайбу-шайбу"
Из рабочих эскизов к мультфильму "Шайбу-шайбу"

Тем не менее, именно эта работа, пусть и опосредованно, положила начало "метеоровской франшизе" по сценариям Сакко Рунге и Александра Куммы, хотя от той колоритнейшей команды хоккеистов (и по совместительству боксёров) ничего там нет: показано трое небритых забулдыг, в конце концов согласившихся поступить в спортшколу посреди леса. И носы у них меньше, и волосы рыжие (в отличие от брюнетов из "Метеора").

Кадр из м/ф "Снежные дорожки" - из свободных источников
Кадр из м/ф "Снежные дорожки" - из свободных источников

Два продолжения, снятых после трёх хоккейно-боксёрских серий были не так известны - я их увидел их уже в 2000-годы. Разве что персонажи из м/ф "В гостях у лета" (1972) мне были знакомы и то по переводилкам, которые моя бабушка привезла из Москвы в конце 70-х.

Кадр из м/ф "В гостях у лета" - из свободных источников
Кадр из м/ф "В гостях у лета" - из свободных источников

Но вернемся в 1964 год, который не так много кто из читателей дзена застал воочию, а тем более в сознательном возрасте (мы уж так точно).

Из свободных источников
Из свободных источников

За основу была взята распространённая в спортивном кино воодушевляющая фабула о победе новичков над зазнавшимися мастерами. Что в хоккее практически невозможно. А в данном случае "Вымпел" почти дворовая команда, иначе чем объяснить, что у неё даже на замену некого было выставить вместо травмированного игрока. В результате берут первого встречного, несыгранного с остальными одиночку, который на чистом энтузиазме переламывает ход матча. Сказка в чистом виде! Как и то, что играют все одной сменой, что реально только в периодах по 3-4 минуты. Что мы в принципе и наблюдаем по хронометражу мультфильма. Условности жанра, понимаю.

Из свободных источников
Из свободных источников

Занятно видеть как игроки "Вымпела" играют без касок, а вратарь ещё и без защитной маски. Если глянуть на видеозаписи 60-х, такое иногда бывало, хотя скорее это лишний раз должно подчеркнуть, что команда дворовая, да и в продолжении ("Матч-реванш" 1968 года) касками она всё же обзаводится.

Р.У.: Не дворовая, а районная. В олитературенной версии на афише как раз расписаны регалии участников встречи: Метеор - чемпион края, Вымпел - чемпион района. А вратарские маски тогда только-только входили в обиход. В Советском Союзе они ещё промышленно не выпускались. Вратарь сборной СССР Виктор Коноваленко вспоминал, что первую маску ему прислали в подарок из Канады, после ЧМ 1963 года. До "чемпионов района" новшество ещё не дошло.

Из свободных источников
Из свободных источников

А.М: Напоследок вспомню про выступления фигуристов, показанные в перерывах между периодами. В них было намешано и от техники спортивных пар, и от танцев, что наверно позволительно в подобных увеселительных случаях.

Из свободных источников
Из свободных источников

А прототипом скорей всего была легендарная спортивная пара тех лет, олимпийские чемпионы 1964 года Людмила Белоусова и Олег Протопопов (по крайней мере наши танцоры на льду от мировых пьедесталов в то десятилетие были ещё далеки). К тому же у них первыми из советских фигуристов была поставлена программа под джазовую музыку и в мультике нечто подобное тоже есть, недаром композитором был Александр Варламов - один из ведущих отечественных джазменов еще с 1930-х годов.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов
Людмила Белоусова и Олег Протопопов

Р.У: Что интересно, в мультфильме оба раза в перерывах выступает пара фигуристов, а в опубликованной в сборнике "Фильмы-сказки" версии перед третьим периодом на льду чудят клоуны. Однако все эксцентрические задумки перекочевали уже в продолжение.

Иллюстрации В. Наумова
Иллюстрации В. Наумова

Всякое совпадение материалов статьи с прошедшим чемпионатом мира является случайным и непреднамеренным...

(5/5) Общая оценка. (с) Albert Magnus и Роман Ужасов специально для kin0guru

совместные обзоры от kin0guru

kin0guruСтатьи про кино всех жанров, включая документальный и телевизионный. Авторы и соавторы - два друга, пишущие под никами Albert Magnus и Роман Ужасов. Другие адреса: https://albert-magnus.livejournal.com/ https://teplenkij.livejournal.com/ kinopoisk: https://www.kinopoisk.ru/user/50248127/