В конце мая приятель-старовер взял меня в поездку в Гуслицы – местность на востоке Подмосковья, являющуюся центром старообрядчества. По преданию, в этот труднодоступный край, полный лесов и болот, в конце XVII века после стрелецких бунтов бежали стрельцы и другие староверы. С тех пор тут в десятках деревень и городов живут представители разных направлений этой ветви православия. К примеру, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуево в основной части молятся представители Русской православной старообрядческой церкви, а в северном приделе – беспоповцы из Древлеправославной поморской церкви. РПСЦ – самая многочисленная старообрядческая церковь, прихожане которой есть даже среди угандийцев.
Беспоповцы отличаются тем, что не имеют духовенства и отрицают необходимость священства для спасения души.
На службу "соседи" друг друга пускают лишь с запретом креститься. Ведь крестное знамение – это часть молитвы, а молиться вместе с еретиками (которыми представители двух церквей считают друг друга) запрещено. Это, впрочем, не мешает им дружески общаться вне храма.
Слухи о закрытости староверов лишь отчасти правдивы. Стоит подружиться с одним уважаемым членом общины, как многие сразу становятся приветливыми, и по цепочке передают гостя даже в отдаленные части страны. В этом старообрядцы мне напомнили еврейские религиозные общины. Но совсем уж расслабляться не стоит, надо соблюдать необычные правила вежливости.
Старообрядцы не любят слово "спасибо". Вместо него говорят "благодарю" или "спаси Христос". Христа они называют коротко - "Исус", считая произношение "Иисус" неверным или даже греховным.
Ко власти староверы обычно лояльны, считая ее частью мирового иерархического порядка, но такой тесной спайки с государством, как у РПЦ, у них, конечно, нет.
Гуслицы находятся на юге Орехово-Зуевского района и в Егорьевском районе. Легче всего старообрядческие селения определять по кладбищам – они ухоженные, с характерными крестами-голубцами, напоминающими дом под крышей. Большинство исследователей возводят эту традицию к языческим временам, когда на могиле устанавливали надгробие в форме дома. Старообрядцы не боятся кладбищ, многие посещают их с удовольствием как место для размышлений. И действительно, скопища разноцветных крестов под крышами смотрятся ничуть не грустно.
В храмах не приветствуется одежда с короткими рукавами. Впрочем, даже идеально одетых иноверцев и оглашенных (готовящихся к таинству крещения) на литургию внутрь храма не пускают, ее можно наблюдать только из притвора.
На праздничный молебен в день Николы Чудотворца прихожанки надевают белые платы.
Праздничные службы длятся несколько часов, и требуют определенной выносливости.
Народ выходит из церкви в деревне Устьяново на крестный ход.
Идут и дети, и старики. Хотя старообрядцев гораздо меньше, чем прихожан РПЦ, вовлеченность в церковные обряды у них значительно выше. На подростков надета малая фелонь – короткое ритуальное облачение без рукавов, с прорезью головы. По ней знающие люди сразу определяют староверов – никониане ее используют только при посвящении в церковнослужители.
На сей раз праздничную службу в Устьяново посетил высокий гость – епископ Кишиневский и всея Молдавии Евмений. Его сын – иерей местной церкви.
После крестного хода прихожане пьют и набирают в емкости святую воду.
А затем начинается пиршество. Столы ломятся от простых, но вкусных блюд, звучат неформальные речи, поются духовные стихи, щелкает фотоаппарат провокационной марки "Никон", так что интересно даже людям вроде меня, далеким от религии. Из всех культур России меня более всего привлекают те, которым удается органично соединить традиции и современность. Если говорить о народах, то это, к примеру, якуты – о них мы обязательно поговорим подробнее. Старообрядчество я бы тоже отнес к подобным культурам.
Староверам уже не один век удается сочетать живые старинные традиции с умением неплохо устроиться в мире и привнести в него прогресс.
До революции прославились как меценаты и коллекционеры искусств старообрядцы Павел Третьяков, Сергей Щукин и Савва Морозов (кстати, уроженец Гуслиц). Да и сейчас среди них немало творческих людей и успешных бизнесменов.