Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Слишком холодный прием Байдена в АСЕАН. Возрождение отношений не последовало

Администрация Байдена до сих пор игнорировала Юго-Восточную Азию в своей стратегии сдерживания Китая. Но, был широко распространен оптимизм, что администрация Байдена возродит отношения США и АСЕАН. Этого не произошло.

МАНИЛА. Несмотря на то, что Азия находится в центре внешнеполитической повестки дня, президент США Джозеф Байден пытается догнать остальные страны Азии в построении отношений с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в рамках грандиозной попытки ограничить амбиции Китая.

Поскольку высшие должностные лица администрации Байдена в последние месяцы уже провели серию встреч с крупными державами Европы, Ближнего Востока и Индо-Тихоокеанского региона, страны Юго-Восточной Азии в значительной степени остались без соответствующего американского внимания. В своем мартовском стратегическом руководстве по национальной безопасности администрация Байдена явно не упомянула давних союзников из Юго-Восточной Азии – Филиппины и Таиланд.

Более того, технический сбой сорвал долгожданную виртуальную встречу между госсекретарем США Энтони Блинкеном и его коллегами из АСЕАН в конце мая. Ведущие дипломаты со всей Юго-Восточной Азии прождали 45 минут, прежде чем исчезли пустые экраны, поскольку Блинкен, который был в пути из Ирландии на Ближний Восток и изо всех сил пытался войти в то, что оказалось наспех организованным чатом с региональными коллегами. Этот эпизод, приведший в ярость дипломатов АСЕАН, только усилил ощущение того, что администрация Байдена пренебрегает жизненно важным регионом, за которым активно ухаживают другие крупные державы, и, не в последнюю очередь, Китай.

Напротив, министры АСЕАН намерены провести в этом месяце личные встречи с главным дипломатом Китая Ван И. В попытке исправить ситуацию Вашингтон направил заместителя госсекретаря Венди Шерман на серию встреч на высоком уровне в Камбодже, Таиланде и Индонезии. Тем временем президент Байден заявил о своем намерении лично присутствовать на саммите АСЕАН в ноябре в Брунее на фоне сохраняющейся неопределенности в отношении обороны и стратегических связей с давними региональными союзниками, такими, как Филиппины.

Неуверенность АСЕАН в приверженности Америки региону имеет давнюю историю. Администрация Джорджа Буша в значительной степени игнорировала региональный орган на протяжении всего срока своего пребывания у власти, посвящая большую часть своей стратегической линии ведению многочисленных войн на Ближнем Востоке и построению сердечных связей с Китаем и Индией. Совсем недавно бывший президент Дональд Трамп последовательно пропустил два ежегодных саммита АСЕАН, в то время как основные конкурирующие державы, такие как Китай и Россия, сохранили свое представительство на региональном уровне.

В администрации Байдена широко распространялся оптимизм по поводу оживления отношений США с членами АСЕАН. В своем ежегодном опросе мнений региональных лидеров и политиков сингапурский институт ISEAS Yusof-Ishak обнаружил, что 61,5% респондентов скорее выступают за более тесные связи с администрацией демократов, чем с Китаем. Согласно тому же отчету, «поддержка Вашингтона в регионе увеличилась в результате перспектив прихода к власти администрации Байдена», так же как скептицизм по поводу подъема Китая в регионе усилился.

Одной из причин для оптимизма стало возвращение высокопоставленных чиновников администрации Обамы, включая самого Байдена, к рулю американского внешнеполитического истеблишмента. И Блинкен, и Шерман, например, занимали руководящие должности в Государственном департаменте при бывшей демократической администрации. Несмотря на широко распространенный скептицизм по поводу приверженности администрации Обамы сдерживанию экспансионизма Китая, Обама руководил золотым веком дипломатических отношений с АСЕАН.

Под наблюдением Обамы США направили свою первую постоянную миссию в региональный орган; улучшили связи с такими государствами, как Вьетнам, Мьянма и Камбоджа; способствовали усилению роли Индонезии в глобальных организациях, таких как G20; подписали Договор с АСЕАН о дружбе и сотрудничестве; и учредили ряд ключевых региональных проектов, включая Инициативу Нижнего Меконга, укрепли связи со многими региональными государствами.

Посредством предложенного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП), которое позже было отклонено Трампом, администрация Обамы также стремилась углубить экономические связи с несколькими странами Юго-Восточной Азии – Сингапуром, Брунеем и Малайзией – и с Филиппинами, Таиландом и Индонезией в качестве потенциальных участников. Представляя себя в качестве «первого тихоокеанского президента Америки», Обама, родившийся на Гавайях и частично выросший в Индонезии, запланировал среди своих первых зарубежных визитов страны Юго-Восточной Азии, регион, который он посещал чаще, чем любой из его предшественников. Ближе к концу своего срока он также провел широко разрекламированный неформальный саммит с лидерами АСЕАН в Саннилендсе, Калифорния, подчеркнув все более теплые отношения между двумя сторонами.

Второй причиной для оптимизма было заявленное внимание администрации Байдена к Азии в рамках более широких усилий по созданию коалиции единомышленников против возрождающегося Китая. Юго-Восточная Азия как главный театр соперничества великих держав и база для нескольких американских военных партнеров казалась естественным приоритетом для нового американского президента.

Однако пока двусторонние дипломатические отношения не оправдывают этих ожиданий. Честно говоря, администрация Байдена все же пыталась связаться со своими партнерами по АСЕАН на раннем этапе, а Блинкен провел двусторонние переговоры с семью членами АСЕАН. Позже Байден пригласил трех лидеров из АСЕАН принять участие в мероприятии, посвященном Дню Земли, а министр обороны США Ллойд Остин должен был выступить на недавно отмененном диалоге Шангри-Ла в Сингапуре. Со своей стороны советник по национальной безопасности США Джейк Салливан также провел виртуальные встречи с послами стран АСЕАН в Вашингтоне. Однако в целом администрация Байдена казалась более озабоченной союзниками и кризисами, затрагивающими Европу, Ближний Восток, и укреплением связей с основными индо-тихоокеанскими державами Японией, Южной Кореей, Австралией и Индией.

Таким образом, среди государств региона растет осознание того, что США намерены построить «азиатское НАТО» с единомышленниками, даже если это происходит за счет центральной роли АСЕАН в формировании архитектуры безопасности региона. Для США дипломатические трения с авторитарными популистами в союзных странах, таких как Филиппины и Таиланд, которые в последние годы приблизились к Пекину, усложнили ситуацию. На фоне разногласий по вопросам прав человека президент Филиппин Родриго Дутерте еще не восстановил Соглашение о посещении страны американскими вооруженными силами, важное оборонное соглашение, которое имеет решающее значение для проецирования американской мощи в прилегающих водах Китая, в том числе в Южно-Китайском море.

Также сохраняется разочарование вялой реакцией АСЕАН на разворачивающийся политический и гуманитарный кризис в Мьянме, особенно в связи с тем, что региональный орган не желает отказать в дипломатическом признании хунты и не предпринимает жесткие меры против хунты после февральского переворота, совершенного против демократически избранного гражданского правительства.

Стремясь развеять критику по поводу дипломатии АСЕАН, официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс заявил Foreign Policy: – «Администрация привержена центральной роли АСЕАН и важной роли АСЕАН в архитектуре Индо-Тихоокеанского региона». Представитель Совета национальной безопасности США повторил: – «Администрация Байдена привержена расширению взаимодействия США с АСЕАН».

Во время своего визита в регион после предыдущих переговоров в Европе и Турции перед заместителем госсекретаря Шерман стоит незавидная задача –привлечь на свою сторону отчужденных союзников и партнеров по всему региону. Ей также необходимо будет изучить конкретные шаги в направлении усиления сотрудничества по общим проблемам региональной безопасности, начиная от кризиса в Мьянме и заканчивая экспансионизмом Китая. «Она подтвердит приверженность Соединенных Штатов центральной роли АСЕАН и рассмотрит ряд двусторонних и региональных проблем, включая усилия по призыву бирманских вооруженных сил прекратить насилие, освободить всех несправедливо задержанных и вернуть Бирму на путь благополучия. демократия», –говорится в заявлении Госдепартамента США перед ее визитом.

Учитывая геополитическую чувствительность стран АСЕАН, вероятно, потребуется гораздо больше, чем просто остановка высокопоставленного американского чиновника, чтобы придать отношениям энергию времен Обамы. Многое будет зависеть от того, как Байден продвинется вперед, чтобы использовать американскую мощь и свою знаменитую личную дипломатию для победы над сварливыми и отчужденными лидерами Юго-Восточной Азии.

HEYDARIAN