БОГ ВЕДЬМ МАРГАРЕТ ЭЛИС МЮРРЕЙ 1

Меня интересует существование в Средние века примитивной религии в Западной Европе.

Меня интересует существование в Средние века примитивной религии в Западной Европе. Только для Европы нет никаких сомнений в том, что культ примитивной религии был распространен в ранние времена в Центральной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Там она сохранилась, легла в основу, как и на Западе, официальной религии страны, христианства в Европе, ислама и иногда христианство на Востоке. Летописцы этих стран принадлежали к той вере, которая там восходила, следовательно, Старая Религия редко документировалась, поскольку язычество принадлежало там, как и здесь, необразованным массам, которые в течение многих веков оставались незатронутыми новой религией. Я не пыталась привести все известные примеры верований и ритуалов "ведьм", все, что я хочу сделать, это представить читателю довольно полное представление о культе из современных свидетельств. Я также, по мере возможности, сравнивала Культ ведьм с другими религиями древнего и нового времени.

Я благодарна моей сестре, миссис М. Э. Слейтер, и мистеру Г. А. Уэйнрайту за большую любезную помощь, много ценных предложений, и мистеру Ф. Раттеру, городскому клерку Шефтсбери, за информацию, которую он так любезно предоставил относительно ведьминской метлы.

В заключение я хотел бы обратиться к моим читателям с одной просьбой. Со времен моего Культа Ведьмы в Вестерн, оказалось, что я получила много писем, содержащих критические замечания, некоторые хвалебные, некоторые осуждающие, по поводу этой книги. Если другие корреспонденты удостоят меня подобной частной критикой настоящего тома, я прошу их подписать свои сообщения, даже если мнения, которые они выражают, являются неблагоприятными. Анонимные письма, которые я получила, не вызывают доверия.

Меня интересует существование в Средние века примитивной религии в Западной Европе.-2

БОГ ВЕДЬМ 1

ВСТУПЛЕНИЕ

В последние годы было много написано об изменениях, эволюции и преемственности материальной культуры от периода палеолита до римской эпохи, когда начались письменные описания Западной Европы. Перемещения народов, рост торговли, прогресс цивилизации, все это было прослежено со значительной точностью.

Период позднего палеолита в Европе был связан с капсианской культурой, которая имеет африканское происхождение, и пропасть между цивилизациями палеолита и неолита быстро исчезла. Материальная сторона жизни этого периода привлекла наибольшее внимание, ибо найденные останки раннего человека очень многочисленны. Были также изучены изобразительные и пластические искусства самых отдаленных периодов, и по искусствам и ремеслам можно проследить умственное развитие народов палеолита и неолита. Но религией тех ранних времен полностью пренебрегли, за исключением нескольких упоминаний о богинях−матерях и погребальных обычаях.

Наскальное искусство в районе Джелфа
Наскальное искусство в районе Джелфа

Изучающий раннюю религию, находит свой предмет исследования в раннем бронзовом веке Ближнего Востока и полностью игнорирует Западную Европу в каменном веке, он заканчивает свое исследование введением христианства, поскольку изучение этой религии известно как Теология. Однако существует преемственность верований и ритуалов, которую можно проследить от эпохи палеолита до наших дней. Только с помощью антропологического метода можно продвинуться в изучении религий, как древних, так и современных.

Отношение всех писателей к постхристианской эпохе в Европе, особенно к Средневековью, изменилось, будь то священнослужитель, историк, художник, ученый или экономист. До сих пор антрополог ограничивался дохристианскими периодами или современными дикарями. И все же средневековая Европа предлагает исследователю человечества одну из лучших. В этой книге я следовала только одной линии антропологического исследования - выживанию туземного европейского культа и взаимодействию между ним и экзотической религией, которая в конечном итоге его подавила. Я проследила поклонение Рогатому Богу и далее я показала, что выживание культа было связано с выживанием рас, которые поклонялись этому богу, поскольку эта вера не могла бы устоять против вторжений других народов и религий, если бы слой населения не был достаточно могущественен, чтобы сохранить ее живой.

Человек-бык Ваал
Человек-бык Ваал

Если внимательно изучить доказательства, то станет ясно, что этот слой состоял из потомков рас палеолита, неолита и бронзового века, люди палеолита были охотниками. Люди бронзового века были скотоводами и земледельцами. Среди всех этих рас Рогатый Бог был главенствующим, так как для охоты и скотоводства животные были необходимы для жизни. После всеобщего введения сельского хозяйства, Рогатый Бог оставался великим божеством и не был свергнут с престола даже с приходом Железного века. Только с появлением христианства с его фундаментальной доктриной о том, что нехристианское божество − это дьявол, культ Рогатого Бога приобрел дурную славу.

Идея разделения Потусторонней Силы на две, одну добрую и одну злую, принадлежит продвинутой и изощренной религии. В более примитивных культах божество само по себе является автором всего, хорошего или плохого. Монотеизм ранних религий очень заметен, каждое маленькое поселение или группа поселений, имело свое божество, мужское или женское, чья сила была соизмерима с силой его почитателей.

Рогатый бог
Рогатый бог

Политеизм, по-видимому, возник с объединением племен, каждое из которых имело свое собственное божество. Когда племя, чье божество было мужским, объединилось с племенем, чье божество было женским, союз народов символизировался в их религии браком их богов. Когда путем мирного проникновения, новый бог вытеснил старого, о нем говорили, что он сын своего предшественника. Но, когда вторжение было воинственным, божество-победитель облекалось всеми добрыми качествами, в то время как бог побежденных занимал более низкое место и рассматривался завоевателями как источник зла, и поэтому его часто боялись больше, чем их собственного законного божества. В Древнем Египте падение с позиции верховного бога на позицию "дьявола" хорошо иллюстрирует бог Сет, который в ранние времена был таким же подателем всего хорошего, как и Осирис, но позже был настолько проклят, что, за исключением города его особого культа, его имя и образ были строго уничтожены. При изучении Рогатого Бога следует иметь в виду этот факт падения от божественности к дьявольскому.

Меня интересует существование в Средние века примитивной религии в Западной Европе.-6