320 подписчиков

История Японской музыки от зарождения до современности

799 прочитали
Манга, Аниме, Косплей! ^_^  А из статьи ты узнаешь историю Японской музыки!
Манга, Аниме, Косплей! ^_^ А из статьи ты узнаешь историю Японской музыки!

Эту статью можно посмотреть в видеоформате тут же у меня на Дзене или на Youtube:

Тех же, кто любит почитать приглашаю к прочтению статьи ^_^

Музыка в Японской культуре

Японская музыка состоит из огромного количества жанров, начиная с традиционных, самобытных и уникальных, до множества жанров современной музыки, вокруг которых в стране часто строится национальная сцена, уникальная, не похожая на другие страны.

Так же помимо традиционных инструментов и жанров можно заметить практику исполнения музыки на необычных инструментах, таких как «поющие чаши» и «поющие колодцы».

Поющая чаша - рин или судзу (яп. 鈴, буквально переводится как колокол)
Поющая чаша - рин или судзу (яп. 鈴, буквально переводится как колокол)
Игра на поющих чашах представляет собой неторопливое вождение деревянного или иногда пластикового песта (стика) по краям чаши, в результате трения рождается продолжительный, «поющий» звук, наполненный обертонами.

Пример

Поющий колодец - Суйкинкуцу (яп. 水琴窟, буквально пещера водного кото)

Важной идеей суйкинкуцу является то, что инструмент скрыт и звуки возникают из-под земли. Это поражает гостей, которые приходят мыть руки. Церемония мытья рук превращается в игру на скрытом музыкальном инструменте. Звук капающей воды воздействует успокаивающе и доставляет наслаждение.

В традиционном хогаку (яп. 邦楽 хо:гаку, буквально «музыка родной страны») может отсутствовать четкий ритм, размер и доля. В отличие от привычного нам Европейского, звукоряд построен на интервалах более близких естественным ритмам человеческого дыхания чем математическим расчетам.

Зарождение музыки в Японии

Несмотря на то что музыкальная культура в Японии существует много веков, древние произведения, знания о которых основаны на письменных упоминаниях в Китайских хрониках были примитивными и однообразными.

Использовались такие музыкальные инструменты, как бамбуковая флейта ямато-буэ древняя лютня вагон или ямато-гото и иные примитивные инструменты.

Ямато-буэ (яп. 和笛)
Ямато-буэ (яп. 和笛)
Ямато-гото / Вагон/ Вакото (яп. 和琴)
Ямато-гото / Вагон/ Вакото (яп. 和琴)

В 701 году создается государственный орган, ответственный за музыку императорского двора. В это же время начинается интенсивное изучение иностранной, больше всего Китайской, а так же народной музыки, существовавшей на тот момент.

Для исполнения на различных дворцовых мероприятиях иностранные музыкальные произведения активно изменяли приводили в соответствие нормам национального мировоззрения и эстетики.

Первые заметные упоминания о европейской манере исполнения начинаются с 19 века. Так например в 1872 году в школах вводится обучение пению в европейской манере, а в 1887 году открылась Токийская музыкальная школа, в которую пригласили преподавателей из Европы и Америки.

Первая же популярная музыка, в европейском понимании и сильном подражании американской эстраде того времени, появляется в стране лишь к 1920 годам. Жанр получает название «рюкока» (яп. 流行歌 рю:ко:ка), буквально «Популярная песня». Именно в этом жанре традиционные стили пения уступают классическим европейским. Как жанр рюкока продержался до появления J-POP в 1960 годах и к этому времени он уже успел разделиться на два направления: энка и поппусу.

«Гунка» ( Японская военная песня)

В 1937 году, NHK (NHK WORLD-JAPAN – японская государственно-общественная центральная телерадиокомпания.) начинает вещание программы «Народные песни» ( 国民歌謡 кокумин каё:) чтобы бороться с возрастающей популярностью иностранных тенденций в японской музыке и постепенно это приводит к появлению «национальных военных песен».

Этот жанр называется Гунка ( 軍歌), он появился в середине 19 века, до него в Японской армии не было ни военных песен, ни даже каких то оркестров или хоров.

Интересно, что во всем мире так называют только военные песни Японии, но в самой стране к Гунка относят любые военные песни, даже иностранные.

Во время войны большинство музыкантов были вынуждены писать и исполнять военные песни, за что были подвергнуты критике уже после войны, прежде всего за потакание пропаганде милитаризма властями.

После войны военные песни попали под жёсткое табу, они игнорировались даже в рамках изучения истории японской песни, хотя некоторые из них стали гимнами местных праворадикальных организаций.

Национальная музыка Японии

Национальная музыка Японии очень отличается от таковой в других странах. При прослушивании, можно подумать что ее создала сама природа. Испокон веков все таинственные магические ритуалы сопровождались музыкой, которая была особой частью религиозных обрядов.

Такие представления чаще происходили при храмах, начало которым положил буддийский священник по имени Кэндзюн. К сожалению, многие старинные мелодии не удалось сохранить, т.к. не было нормальной системы нотных записей, а музыкальные произведения просто передавались из поколения в поколение.

Звуковой строй «ё» является основополагающим для японской традиционной музыки, за исключением гагаку и буддийского пения. По сути японские гаммы представляют из себя условные пентатоники. Обычно условные пентатоники содержат малые секунды, которые в классической пентатонике не встречаются.

Современные стили музыки в Японии

Раньше всю популярную музыку в западном стиле называли «каёкёку», но к началу 1990 годов все жанры смешались и запутались так же как в Америке и Европе тех времен.

Старые категории и жанры либо потеряли первоначальный смысл, либо стали означать что-то совершенно иное, а термин «каёкёку» использовался уже только для певцов-«идолов» - это молодые медиа-персоны, идеал и недосягаемый предмет любви неистовых поклонников.

Под термином «идол» подразумевается невинная привлекательность, способность влюбить в себя и вызывать неподдельное восхищение зрителя.

Главные качества «идолов» - красота и непосредственность, именно они вызывают обожание японской публики.
Главные качества «идолов» - красота и непосредственность, именно они вызывают обожание японской публики.

Музыкальные магазины для простоты и удобства покупателей решили категорировать всю современную японскую поп-музыку как «J-pop» (японская поп-музыка, включая рок) а сборники баллад в стиле энка стали называть «каёкёку».

Японский джаз

Не смотря на то, что на первый взгляд слова «джаз» и «Япония», на основании вышенаписанного, сложно представить вместе, в 1933 году в Осаке открывается первое джаз кафе.

Существует мнение, что в стране восходящего солнца самое большое количество поклонников джаза в мире. А в самой родине джаза — США — даже есть жанр «азиатско-американский джаз», существующий на пересечении традиционного джаза с японской культурой.

Японский джаз часто критиковали как производный, или даже как недостойная имитация американского джаза. В ответ на унизительное отношение своей аудитории японские джазовые исполнители начали добавлять в свои работы «национальный колорит».

В 2005 году Токийская джазовая группа Soil & "Pimp" Sessions

Soil & "Pimp" Sessions в полном составе
Soil & "Pimp" Sessions в полном составе

выпустила свой дебютный полноформатный альбом Pimp Master. Альбом привлек внимание зарубежных ди-джеев, и они начали активно транслироваться в радиопрограмме Gilles Peterson Worldwide на BBC Radio One в Великобритании. Благодаря этому альбом был выпущен в Европе и в Великобритании, что сделало их, возможно, самой популярной клубной джаз-группой из Японии.

Джазовая пианистка Хироми Уэхара получила всемирное признание с момента дебюта своего альбома Another Mind в 2003 году, успешного у критиков в Северной Америке и в ее родной стране, где был распродан тиражом 100 000 экземпляров и получил премию «Джазовый альбом года» Ассоциации звукозаписывающей индустрии Японии (RIAJ).

Hiromi Uehara - Another Mind (2003)
Hiromi Uehara - Another Mind (2003)

В 2011 году Хироми основала свое фортепианное трио. Проект THE TRIO PROJECT с Энтони Джексоном и Саймоном Филлипсом и выпустил четыре альбома под названием этого проекта.

4 альбома THE TRIO PROJECT
4 альбома THE TRIO PROJECT

Японская рок-музыка | J-Rock

Рок-метал-сцена Японии весьма обширна. Очень большое влияние на жанр оказали такие музыкальные направления, как джаз, альтернативный рок и метал.

Часто в творчестве J-Rock групп можно услышать моменты или целые песни, написанные в направлении блюз или джаз независимо от основного направления группы.

Также я хочу выделить влияние на японский рок таких тяжёлых направлений как метал и хардкор, вследствие чего большинство групп используют более жесткое звучание гитар, чем принято для других национальных рок-сцен.

Пионерами японского метала считаются хард-рок группа Bow Wow, появившаяся в 1975 году

Bow Wow
Bow Wow

и культовая хэви-метал группа Loudness, которая появилась в 1981 году

Loudness
Loudness

Вместе с другой культовой группой Anthem 1985 года, возглавляемой знаменитым вокалистом Эйдзо Сакамото

Anthem
Anthem

эти три группы возглавили молодое японское метал-движение.

С обретением популярности этими группами, метал разделился на два основных направления: глэм-метал и хэви-метал западного образца.

В последствии они дадут толчок Visual kei и Японскому металлу

Visual kei  и Японский металл 🤟
Visual kei и Японский металл 🤟

Но в середине 1990 годов японская метал-сцена пережила кризис, из-за распада многих ключевых групп и смерти некоторых известных музыкантов.

Следующий толчок развитию жанра происходит в конце 1990 —начале 2000 годов, когда начинает формироваться японская школа пауэр-метала благодаря таким группам как:

Galneryus

Concerto Moon

Versailles

Все эти группы отличались от западного пауэр-метала более ощутимыми элементами неоклассики, упором на виртуозность и общим мощным симфоническим звучанием.

В конце 2000-х метал начал оказывать существенное влияние на группы нео-вижуал кея, принося известность и славу виртуозных и тяжёлых групп таким коллективам этого направления:

The Gazette

Matenrou Opera

Так же хочется отметить группу Moi Dix Mois - японская группа, исполняющая готический метал, сольный проект Маны, в прошлом лидера и гитариста группы Malice Mizer.

Moi Dix Mois
Moi Dix Mois

Moi dix Mois являются одним из самых ярких и влиятельных коллективов в жанре готик-метал.

Появившись в 2002 году Moi dix Mois оказали влияние не только на развитие национальной готической сцены, но и на весь жанр в целом, обретя огромную популярность в готическом фэндоме. За вклад в развитие жанра группа ставится в один ряд с такими исполнителями как Lacrimosa и Theatre of Tragedy.

Японский хип-хоп | J-Hip-hop

Несмотря на популярность жанра в стране, хип-хоп — относительно молодой жанр на японской сцене. В 1980 существовало заблуждение, что японский язык практически невозможно рифмовать под тот ритм, что задают американские рэперы.

История японского хип-хопа (часто записываемого как J-Hip-hop) начинается от начала 1980 годов, когда продюсер Хироси Фудзивара вернулся в Японию и основал первый местный хип-хоп-лейбл.

Хироси Фудзивара
Хироси Фудзивара

Из известных хип-хоп коллективов можно назвать группу Teriyaki Boyz работающий со многими известными иностранными исполнителями; они записали несколько песен для саундтрека фильма Тройной форсаж: Токийский дрифт.

Друзья! На сегодня это ВСЕ! Подписывайтесь и Ставьте палец вверх вверх вверх если понравилась статья, это очень поможет продвижению канала. Пишите, какие интересные факты вы знаете о японской музыке, очень интересно будет пообщаться в комментариях!

А с вами была Юлия Juce! Minasan, sayōnara!!!)