Найти тему
InFocus

КОЛЛЕДЖ ИЛИ ВУЗ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

В России растет число тех, кто отказывается от высшего образования

Директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко сообщает, что по ее данным, в прошлом учебном году впервые за весь постсоветский период число поступивших  в учреждения среднего профессионального образования (СПО) превысило число поступивших в вузы. Специалисты комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга прогнозируют в этом году конкурс на бюджетные места в учреждения СПО свыше 5 человек на место. Похоже, конкуренция между вузами и колледжами становится реальностью.

Когда начинаешь разговаривать на эту тему с вузовскими профессорами и доцентами, то первая реакция традиционна: «Этого не может быть!». Но все далеко не так однозначно, мои уважаемые коллеги. Учреждения СПО в последние годы превратились в серьезных игроков на региональных рынках образовательных услуг, и причин тому много. О причинах сегодня и поговорим.

Конечно, часть учащихся и их родителей напуганы предстоящими по окончании 11-го класса едиными государственными экзаменами. Поэтому появилась технология ухода от ЕГЭ – после девятого класса поступаешь в колледж, получаешь диплом, а уже потом, если будет необходимость и желание, поступаешь по внутривузовским экзаменам на ускоренное обучение в вуз, где тебе к тому же часть предметов из колледжа перезачтут.  Вот такая выстроена образовательная траектория. Кстати, в этом случае отпадает необходимость готовиться к ЕГЭ с репетиторами, что существенно экономит родительские деньги.

Теперь, кстати, о причинах экономических. Часть родителей даже не рассматривают вариант бюджетного обучения из-за недостаточной подготовки своего чада и сразу закладывают в семейный бюджет расходы на платное образование. А стоимость одного года обучения в региональных вузах на разных образовательных программах, конечно, различна, но все начинается с цифры около 100 тысяч рублей.  Пандемия серьезно ударила по кошелькам россиян, поэтому эта сумма для многих является неподъёмной. А в техникумах и колледжах учиться значительно дешевле. Поэтому и ширится поток «платников» в учреждения СПО!

-2

Все больше россиян делают ставку на среднее профессиональнгое образование

Вносит свой вклад в перераспределение абитуриентов в пользу СПО и школа. Очень часто мы слышим, что из четырех классов в параллели девятых формируется только два десятых. В ходе подобного отбора школа старается освободиться от самых слабых и самых «буйных». А куда деваться тем, кого не взяли в десятый класс? Разумеется, в колледж.

Еще один аспект, о котором нельзя забывать и который необходимо учитывать  — это возможность более раннего взросления, получения определенной самостоятельности, в том числе и экономической. Если пошел учиться в десятый класс, ты продолжаешь оставаться ребенком. Если же ты поступил в колледж, то ты, возможно, получаешь стипендию, приобретаешь профессию, во время практик начинаешь зарабатывать деньги. В общем ты уже достаточно самостоятельный человек.

В последние годы у многих молодых людей сформировалось убеждение, что после колледжа проще устроиться на работу. Можно долго спорить, насколько это убеждение имеет право на жизнь, но многих выпускников учреждений СПО – фармацевтов, технологов общественного питания, специалистов по IT-технологиям, товароведов, медицинских сестер – работодатели принимают, как говорится,  «с распростертыми объятиями», что далеко не всегда можно сказать о выпускниках вузов.

-3

У учебы в колледже или техникуме оказались и свои плюсы

Наконец, еще одна причина, которую не хотят обсуждать школьные педагогики, но о которой очень часто говорят вчерашние школяры. Это – банальная усталость от школы, от педагогического диктата, от натаскивания на проверочные контрольные работы и экзамены. «Школа достала. Два года проходил впустую, ведь к ЕГЭ все равно пришлось готовиться с репетиторами», — заявил мне один из вузовских первокурсников.

На мой взгляд, рассматриваемая нами тенденция несет в себе только одну серьезную угрозу – она может явиться определенным тормозом для научного и технологического развития государства. Необходимо, чтобы наиболее подготовленные выпускники поступали в университеты, заканчивали магистерские программы, становились учеными, исследователями, специалистами в высокотехнологичном бизнесе, государственном управлении и социальной сфере.

Конечно, нынешний повышенный спрос на среднее профессиональное образование – это определенный стресс для высшей школы, но эта встряска может привести и к позитивным результатам. Надеюсь, образовательные программы высшего образования станут более актуальными и практикоориентированными, сохранив при этом  свою фундаментальность.

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты»

Читайте больше материалов на нашем сайте