Наверное у каждого любителя музыки, среди знакомых найдётся один такой «эксперт», который с умным видом будет рассуждать о технике с астрономическим ценником и, при этом, с пренебрежением отзываться об изделиях, которые по цене более-менее доступны. Но самое интересное в другом: в том, что у этого аудио-критика в личном пользовании порой как раз оказываются самые бюджетные компоненты начального уровня, а случается что и вообще никакой аудиотехники, кроме телевизора с саундбаром (либо, вместо саундбара, может быть муз. центр из второй половины 90-х-начала «нулевых») нет. Зато этот человек завсегдатай различных профильных выставок и просто аудиосалонов. Иногда он ещё и регулярно посещает живые концерты. Даёт ли это ему моральное право называть себя экспертом? Давайте рассуждать логически.
Что можно слушать без обязательной привязки к помещению? Думаю все знают ответ: головные телефоны, проще говоря наушники и конечно портативный источник сигнала, типа плеера. Любой стационарный компонент , прослушивание которого ведётся через акустические системы, подразумевает помещение, которое, само по себе, является частью аудиосистемы. Ведь общеизвестно что один и тот же комплект аппаратуры в разных помещениях и звучать будет по-разному.
А теперь что касается выставок. Начнём с того, что сравнивать экспонаты выставки между собой, как минимум некорректно. Предположим представлены на выставке акустические системы X, Y и Z. Каждая демонстрирует своё звучание в отдельной комнате и в своём собственном тракте. И когда кто-то, посетивший выставку, пишет что: «...колонки Х и Y меня не впечатлили абсолютно тогда как система Z порвала и те и другие, как Тузик грелку...», то верить таким высказываниям я бы не стал. Если бы все эти колонки сравнивались в одном(идеально подготовленном для прослушивания) помещении и подключались бы к одним и тем же усилителям и источникам, то можно было бы вести речь о каком-то сравнении, да и то с некоторыми оговорками. К примеру усилитель с которым прекрасно споются колонки Х и Z может совершенно не раскрыть колонки Y и наоборот. Так что все эти сравнительные тесты и обзоры сами по себе вызывают кучу вопросов, а основанные на впечатлениях с выставки - так тем более. На выставке мы слышим то, что нам дают услышать, а не то, что может быть в идеале. Другое дело аудио-салоны. Но опять таки далеко не все, а лишь те, где работают знатоки своего дела. В таком салоне продавец-консультант изначально знает в каком варианте тот или иной аппарат может раскрыться во всей красе. И этот эталонный вариант потенциальному клиенту непременно продемонстрирует. А дальше-всё зависит от клиента: совпадут его вкусы и финансовые возможности с предложенной версией или он выберет собственный путь познания. Но мы говорим о так называемых экспертах, а не о потенциальных покупателях. Конечно эти «эксперты» тоже посещают салоны и некоторые идеально отстроенные связки несомненно слушали. Но именно НЕКОТОРЫЕ. И порой не в одном салоне, а в разных. И в таком случае опять же корректного сравнения не выйдет. По вышеизложенным причинам.
А вот регулярное посещение живых концертов - всегда во благо. Именно оно даёт понимание о натуральности звучания, о «правильности», естественности тембров. Кроме того это даёт понимание к чему можно(и нужно) стремиться при построении домашней стереосистемы. Но, опять же, кому больше веры: завсегдатаю живых выступлений, но при этом имеющего лишь теоретические (порой весьма поверхностные) познания в аудиотехнике или тому, кто с «железом» на «ты» не один десяток лет, но и на живых концертах бывает, пусть и не так часто? Думаю на этот вопрос каждый ответит по-разному, хотя каких ответов будет больше я тоже могу предположить. Просто это не столь принципиально.
Однако есть «специалисты» и из противоположного лагеря. Они считают что дорогая аудиотехника это мировой заговор сионистов «развод лохов на бабки» и всё, что дороже Microlab Solo 2 как раз и есть «призы» лохотрона. Я конечно утрирую, но то, что они считают реальной оправданной ценой за компонент цифры в 200-300$ - подтверждается не такими уж малочисленными комментариями. Вот только эти комментаторы забывают одну аксиому: хорошее не может стоить дёшево. Даже в те времена, когда современных маркетологов ещё даже не планировали к зачатию, существовали и дорогие(хорошие) автомобили и дорогая(хорошая) мебель и конечно же аудиотехника которая и сегодня поражает как внешним видом, так и звучанием. И, как она была доступна немногим в прошлом, так и сегодня по карману далеко не каждому. Но почему-то определённую часть людей этот факт раздражает. А ведь право выбора в данном случае у них никто не отнимал. Хотите: пойдите и купите себе технику за 1000 рублей, а хотите за 1000$. Да хоть за 100000$ в конце концов если хочется и можется. Но нет, эти хейтеры возбуждаются от ценников так, как будто производители и продавцы лезут к ним в карман. А вот пенсионные реформаторы действительно залезли в наши карманы. Причём во все, без исключения. Но почему-то особого кипиша по данному поводу не наблюдается. Поволновались и затихли. Менталитет что ли у нас такой: отвлекаться на второстепенное игнорируя главное? Наверное да. Я вот тоже периодически отвлекаюсь от темы хотя тема - это маршрут повествования и любые отвороты должны иметь уважительную причину)))
Ну так какие же эксперты из статьи заслуживают этого звания без кавычек? Мне кажется никакие. Настоящий ЭКСПЕРТ должен иметь многолетний опыт и собственную достойную стереосистему. Он должен разбираться не только в технике, но и в музыке, объективно смотреть на вещи и никогда не навязывать своего мнения окружающим. Кто-то может подумать что я намекаю на себя, любимого, но нет, ребята, я не эксперт. «Я не волшебник, я только учусь» и не факт что успею научиться. И лишь одно я знаю наверняка: надо быть ЧЕЛОВЕКОМ. А всё остальное - вторично.
Все иллюстрации к статье взяты из открытых интернет-источников и принадлежат их авторам.