Зной. Горячий запах роз и свежескошенной травы тягучей патокой втек в приоткрытое окно нашего автомобиля. Мы припарковались в тени и вышли. Обрамленный бархатом зеленого луга, на возвышении, чуть поодаль от реки Нары, расположился Высоцкий монастырь. Сюда мы приехали, когда уже вволю нагулялись по Серпухову.
Редкие посетители - паломники и просто любопытные туристы - суетились на стоянке и вблизи врат обители. Фоном пропаренному, томно-ленивому полудню служил постоянный шум - это с сердитым шелестом роняла свои воды с плотины Нара. Небо - удивительная синь, с легкой проседью облаков - огромным куполом накрыла долину. Стоять, смотреть не отрываясь и дышать, дышать...
Летом далекого 1373 года золотоордынский полководец Мамай со своим полчищем напал на Рязанское княжество. В это неспокойное время княжеству срочно требовалась серьезная оборона, да и важный путь со Средней Оки к Москве, который проходил через старое село Серпуховское в отчине князя Владимира Андреевича Храброго, тоже нуждался в защите. Среди прочих мер по укреплению границ и княжеской резиденции на Оке, был основан Высоцкий монастырь.
Возводить обитель в Серпухове решил князь Владимир Храбрый. Испросив благословения у преподобного Сергия Радонежского, князь в 1374 году приступил к строительству. Чтобы выбрать место для будущей обители, в Серпухов пришли пешком сам преподобный Сергий и его ученик Афанасий.
Осмотрев местность, преподобный решил расположить монастырь на возвышенности - отсюда и название - Высоцкий. Место расчистили, преподобный Сергий совершил на нем молитву. Князь для строительства обители попросил оставить ученика Сергия - Афанасия.
Преподобный Афанасий Высоцкий истово взялся за строительство. Постепенно число насельников монастыря росло, а среди них появились и достойные ученики, которые впоследствии просияли своей святостью.
Высоцкий монастырь активно развивался: здесь процветало книгописание и родился специфический стиль иконописи - высоцкий или деисусный чин. На таких иконах в центре расположено изображение Христа, а по бокам - Богоматери и Иоанна Крестителя. Кстати, некоторые эксперты-искусствоведы полагают, что именно высоцкий чин оказал влияние на иконописную манеру Андрея Рублева.
В 1380 году князь Владимир возвращался с победой после разгрома Золотой Орды на Куликовом поле. Возглавляемый им засадный полк благодаря успешной атаке определил исход исторического сражения. Однако, и павших воинов-серпуховичей было немало. Чтобы увековечить подвиг своих ратных людей, Владимир Храбрый приказал похоронить их останки в стенах Высоцкой обители. Над этой братской могилой был воздвигнут собор в честь зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной. Место погребения отважных воителей можно увидеть в подклете Зачатьевского собора.
Во время битвы братия монастыря молилась за благополучный исход сражения. В благодарность за молитвенный подвиг князь распорядился построить каменную церковь-трапезную.
Летом 1382 года хан Тохтамыш двинулся на Русь. Серпухов и Высоцкий монастырь приняли на себя первый удар. Золотоордынские войска разграбили и разорили обитель. Позже на монастырь было еще много неприятельских набегов, но он всегда возрождался.
В 1387 году настоятелем обители стал преподобный Афанасий Высоцкий младший, который ныне почитается как небесный покровитель Серпухова. В 1395 году, после его смерти, настоятельство перешло преподобному Никите, сроднику и ученику Сергия, который успешно управлял обителью в течение 19 лет. В 1408 году монастырь вновь был разорен после набега Едигея. Но благодаря стараниям настоятеля Никиты его вновь удалось восстановить.
Время управления первыми тремя святыми настоятелями считается святым сорокалетием и вошло в историю Высоцкого монастыря, как самая важная веха.
Дальнейшее развитие обители тесно связано с историей Серпухова - она стал событийным центром жизни города. Под ее белокаменными стенами часто устраивали смотры войск, на которые приезжали цари, великие князья, бояре и воеводы.
Были у монастыря и свои меценаты - знатные люди часто жертвовали ему крупные суммы, редкие богослужебные книги, инвентарь, облачения и даже вотчины с пашнями и лесами.
В XVI веке в монастыре были построены Никольский и Сергиевские храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.
Однако после проведения церковных реформ Екатериной II благосостояние обители стало стремительно падать. Монастырь лишился своих вотчин. Стал содержаться согласно штату и на пожертвования.
XIX век был благосклоннее к обители. Она вновь начала развиваться - реставрировались старые храмы, строились новые, открылась школа для мальчиков и больница. Сюда стало приезжать больше паломников, благосостояние ее выросло.
В середине века взамен ветхой рухнувшей колокольни в обители возвели новую - трехярусную. На втором этаже ее расположился храм во имя Трех Святителей и Учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В 1878 году над местом погребения преподобного Афанасия младшего был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского.
А вот самая молодая постройка - храм во имя Всех Святых - архитектурно заметно отличается от других строений монастыря. Храм, возведенный в конце XIX века в византийском стиле, напомнил нам некоторые южные крымские церкви.
В этой удивительной старинной обители находится множество святынь, среди которых более 200 частиц мощей угодников Божиих, древний чудотворный образ XV века великомученика и Победоносца Георгия, икона «Николы Можайского» XIV века, «Николая чудотворца» XV века, иконы XVII века.
Но, бесспорно, главной святыней верующими признан чудотворный образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Помолиться этой иконе едут со всей России. Она известна многими исцелениями от губительных страстей винопития, табакокурения и наркомании.
Когда мы искали информацию о Высоцком монастыре, наткнулись на весьма любопытный факт: в этой обители с 1823 по 1826 годы пребывал самый известный монах-провидец Авель - очень уж неоднозначная личность. Известен он тем, что предсказал множество событий: от смерти Екатерины II и убийства Павла I до Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов. Дал также множество более расплывчатых предсказаний касаемо событий второй половины XIX и начала XX веков. Историки и проповедники и сегодня не определились как относиться к Авелю, но факты, свидетельствующие о том, что после исполнения его очередного пророчества, каждый император переводил его в очередное место заключения, - бесспорно есть.
Монах-провидец за свою жизнь побывал в заточении в Шлиссельбургской крепости, затем в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, впоследствии сослан в Соловецкий монастырь, откуда освобожден после отечественной войны 1812 года, побывал в Санкт-Петербурге, Афоне, Иерусалиме, впоследствии жил в Троице-Сергиевой лавре и Высоцком монастыре, но затем опять был схвачен и заточен в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале, в котором впоследствии скончался и был захоронен.
...Когда мы собрались уезжать из обители, солнце скатилось с зенита, но жара стала гуще, размазав краски пейзажа в плывучем мареве. Земля пахла прелым и хотелось в прохладу. Мы подошли к реке, в том месте, где ее вздыбливает плотина, заворачивая в сотни мелких водоворотов. Природный кондиционер - стремительный ток воды смело врезался в зной и уносил часть его с собой, взамен оставляя мелкую россыпь брызг. Мы подставили лица и руки под этот речной дождь.
Нежась в спасительной свежести, мы заметили компанию подростков, увлеченных рыбалкой. Ребята опускали в бурлящий поток хитрую самодельную конструкцию. Подождав минуту-другую, они резко поднимали ее и буквально через раз в натянутой сетке трепыхалась рыба - по виду вполне приличные подлещики (хотя в речной рыбе мы не сильно разбираемся).
Гуляли по территории обители долго: рассматривали пруд, в котором спасались от жары несколько утиных выводков; кормили сочными листьями одуванчиков гусей, которых разводит братия; вдыхали настоянный на солнце, травах и цветах пряный воздух.
В стародавние времена Высоцкий монастырь окружали вековые дубравы, а сейчас вокруг него городская жизнь. Но обитель словно ревностно хранит установившийся порядок и не дает суете подступиться к ее стенам. Недалеко от монастыря, вдоль реки, раскинулся парк с хорошими и удобными дорожками, по которым неспешно прогуливаются взрослые серпуховичи, проносится местная молодежь на велосипедах и самокатах. Захотелось найти причину остаться или хотя бы задержаться здесь, сидеть на скамейке, слушать птиц, ловить на кожу долетающие брызги рокочущей Нары и просто замереть в блаженстве.
Но нужно было ехать... Потом мы долго вспоминали эти луга и речную запруду у плотины, белоснежные оборонительные стены и башни обители на изумруде ошалевшей от обилия влаги травы. По дороге домой мы решили, что у нас есть веский повод сюда вернуться - нам хочется. Разве этого недостаточно?
Спасибо, что дочитали наш рассказ до конца. Ставьте "нравится" и подписывайтесь на канал , мы и дальше будем публиковать фотографии и рассказы о наших путешествиях по Москве, Подмосковью и соседним регионам.
Поделиться маршрутом или рассказать о поездке и своих впечатлениях можно в нашем чате.
***
О чем мы рассказывали ранее:
Монастырь, возведенный в честь иконы, спасшей Москву и Русь
Подмосковный монастырь, где произошла встреча, изменившая Ивана Грозного
Самый загадочный "коронованный" православный храм
Гремячий ключ - святое место и самый высокий водопад Подмосковья
Давидова пустынь - обитель 200 православных святынь
Берлюковская пустынь. Почему монастырь назван по имени разбойника
Саввино-сторожевский монастырь - любимая обитель русских царей
Копия храма Гроба Господня в подмосковной Истре
Главный Храм вооруженных сил РФ в Кубинке. Интерьеры и масштаб поражают (много фото)
Спасо-Андроников монастырь в Москве. Обитель тесно связана с Константинополем
Переславль-Залесский - город, где родился Александр Невский и откуда начинался русский флот