1,6K подписчиков

Испанский стыд и права человека

245 прочитали
Изображение мое. Да, всякая фигня происходит на фоне цветущей весны, но весна все равно прекрасна
Изображение мое. Да, всякая фигня происходит на фоне цветущей весны, но весна все равно прекрасна

Вчера произошли два мелких, мельчайших события, которые заставили меня задуматься.

Утром я вышла из дома и направилась за утренним кофе, и на улице ко мне подошел человек. Среднего возраста, прилично и даже с какой-то претензией на стиль одетый, в хорошей обуви и с приличным рюкзачком сочетающегося цвета. Подошел и говорит: простите, у вас не найдется полутора евро?

Не то, чтобы я не знала о таком виде попрошайничества, даже попадалась на него несколько раз поначалу. Суть его в том, что, в отличие от вонючих и внешне отталкивающих обычных попрошаек, к вам подходит человек в приличной одежде, с интеллигентной манерой разговора, и ваше подсознание отказывается воспринимать его как антисоциального элемента, вы видите в нем человека, похожего на вас, и даете деньги раньше, чем успеваете задать себе вопрос: а почему я делаю это?

На первый взгляд, странно, но это работает. Когда к нам подходит человек грязный, пьяный или под наркотой, мы отказываем ему в деньгах не потому, что не верим в его бедственное положение- оно очевидно. Наша первая мысль/ощущение: этот человек ужасен, я не хочу иметь с ним ничего общего. Когда же человек внешне похож на нас- чистый, прилично одетый, прилично разговаривает- мозг не успевает сложить картинку со звуком, и мы машинально даем деньги, так же, как машинально помогаем кому-то открыть дверь или затащить в транспорт тяжелую сумку.

Немного по-другому, когда вы все эти уловки видели сто раз. Я не одобряю такой образ жизни и способ заработка, я не считаю, что я что-то должна этим людям, и я сознательно не хочу, чтобы их бизнес процветал. Почему не хочу, ведь люди "жертвуют" им добровольно, да и вряд ли отдают последнее? Наверное, потому, что я очень высоко ценю человеческое доверие, считаю его огромным достижением цивилизации. А такой способ выманивания денег ломает нашу такую недавнюю привычку доверять людям и помогать незнакоцам. Мне больше нравится мир, где люди тебе помогут, если попадешь в по-настоящему плохую ситуацию, а ты, в свою очередь, не будешь использовать это злонамеренно.

Людям доверяют только лохи

Потом я поехала к подруге в другой район, и напротив меня в автобус сели две женщины среднего возраста. Я не сразу поняла, что это именно две женщины- они были коротко стрижены, и сначала одну из них я приняла за молодого парня. Они были недешево, но грязно одеты, и всю дорогу одна гладила голую ногу другой. Выглядело это так, как будто они где-то вместе ночевали под открытым небом, а теперь добираются домой. Может, так оно и было, кто знает.

Мне было неловко, а одна их женщин, та, которая сидела напротив меня, стала как-то нарочито, с вызовом на меня поглядывать. Я же уткнулась в телефон и обдумывала, не будет ли это невежливым, если я пересяду, благо, автобус был полупустой. Решила, что все-таки будет, и вытерпела до конца.

Вышла и стала обдумывать: а что, собственно, меня так смутило? В целом мне нет никакого дела до личной жизни других людей, если они сами о ней не рассказывают. Жизнь причудлива, бывает всякое, не мое это дело. Тогда что? Сам факт, что они явно однополая пара? Нет, вряд ли. Немного подумала и поняла, что меня зацепило: этот взгляд, который как будто говорил: что, неудобно тебе? А мне вот удобно, и что ты сделаешь? Ну да, совсем как тот мужик. Человеку лет 45, а он пристает на улице к прохожим и клянчит деньги. Ему нормально, а мне стыдно.

И вот я думаю: но ведь люди имеют право жить так, как им самим лучше, правда же? Я всегда в это верила и сейчас верю. Я могу не понимать что-то, могу не участвовать в чем-то, но люди имеют право. Основа прав человека- поступать в соответствие со своими ощущениями и взглядами.

Вот тут наше представление о правах сталкивается с нашим же представлением о приличиях, порядке и благе. Я помню, как-то одна женщина в Инстаграме, на которую я подписана, собирала средства на то, чтобы народы, ведущие первобытный образ жизни, могли бы вести его и дальше. Она такой борец за экологию, права первобытных народов и сохранение животных. Что касается экологии и животных, я согласна с ней во всем. А вот про народы все неоднозначно.

Во время эпидемии коронавируса в Бразилии особенно сильно пострадали племена индейцев, которые живут в джунглях, где нет элементарной медицинской помощи, а также представлений о гигиене и эпидемоилогической безопасности. Правительство оставляет их в покое, они там до сих пор ведут мелкие локальные войны, охоту за головами, в общем, живут согласно своим представлениям о правильном и прекрасном. А во всем почти мире эти представления ушли далеко...не знаю, вперед ли, но как бы в другом направлении. И вот сейчас нет возможности им помочь, не меняя насильственно их образ жизни. Думаю, российским оленеводам или пастухам в степи не легче.

Этот вопрос, где заканчивается право людей жить, как им нравится, возникает везде, где государство пытается регулировать частную жизнь. Некоторые вещи очень трудно принимать, а некоторые и вовсе попадают под уголовный кодекс, но регулирование сверху редко дает хороший результат. Я бы, дай мне волю и полномочия, отобрала бы водку у всех родителей маленьких детей, погнала бы работать всех попрошаек, запретила бы родителям содержать работоспособных детей... а потом бы пожалела об этом, потому что жизнь могут изменить только сами люди.