Друзья, продолжаю серию статей про РТС, которые стали культовыми и получили признание геймеров во многих странах, начало тут:
Все игры, о которых мы говорили в первой части прошли проверку временем и оставили яркий след в своем жанре, но именно для Stronghold в сердце геймера всегда будет отведено самое теплое и уютное место в кругу у огня. Неторопливая, немного ленивая и очень-очень атмосферная – она с первых минут затянет вас с головой в увлекательный мир средневековья. Вам понадобилась сила? Зашли сражаться с рыцарями и штурмовать замки? Мой лорд, Вы даже не заметите, как просидите несколько часов за выпечкой хлеба и выращиванием яблок.
Игра погружает нас в увлекательную историю, в которой мы в роли молодого лорда средневекового замка в битве с четырьмя герцогами: Крысой, Змеей, Кабаном и Волком, стараемся освободить захваченное королевство и отомстить за смерть отца. Но путь к победе будет нелегким. Нам придется собирать налоги, бороться с пьянством, следить за рационом питания подданных, создавать оружие и доспехи, а самое главное – копать рвы, маскировать волчьи ямы и возводить огромные стены и башни.
В этой игре очень гармонично сочетается довольно глубокая экономика и элементы градостроительного жанра. Уже с Эпохи Империй мы пытались возводить неприступные крепости, но ограничения в игровых элементах не давали возможности показать всю широту нашей архитектурной мысли. Stronghold развязала всем мамкиным инженерам руки, в ней было все: башни, бастионы, барбаканы, котлы со смолой, рвы, виселицы и многое-многое другое. Кроме того, игра позволяла создать свой сценарий, где мы могли построить неприступную цитадель, разместить в ней нужные нам войска, а также создать армию противника, которая будет осаждать наш замок.
Экономика в Stronghold тоже заслуживает особого внимания. Во-первых, мне даже слово ресурсы употреблять не хочется. Например, чтобы жители нашей цитадели могли отведать вкусного хлеба, нужно, чтобы сначала крестьянин вырастил рожь, мельник перемолол ее в муку, из которой пекарь уже сделал бы выпечку. И весь этот процесс в игре изображен с невероятной детализацией: вот оружейник пришел на склад за деревом для лука, рядом кувыркается колесом местный шут, а где-то в стороне валяется перебравший пьянчуга.
Несмотря на военную составляющую, каждую секунду в игре мы ощущаем ламповую атмосферу и заботу. Местный писарь в дневное время обязательно спросит: «Как насчет обеда, мой лорд?», а ночью напомнит нам: «Уже поздно, Сэр, Вы не устали?». Этот же любимый всеми писарь будет напоминать и о тревожных ситуациях: «Запасы провизии иссекают, Сэр» или знаменитое «Наш хмель пожрал долгоносик», моя же любимая фраза так вообще актуальна на все времена: «А налоги-то великоваты, Милорд».
Всем юнитам на карте тоже хочется сопереживать, как же тяжело было отправлять на верную смерть шахтеров с их «Вы помните, у меня клаустрофобия», «Замечательно, а у меня даже рубашки нет»... Крестьяне, кстати, мне тоже запомнились: «Очень мило с Вашей стороны не брать с нас налогов». А как забавно выглядит картина, когда выбираешь слишком много юнитов для копания рва: кто-то возмущен, кто-то подгоняет работающих, а кто-то ворчит, что у него нет лопаты.
Но эти же милые ребята быстро становятся настоящими героями, когда к нашей крепости приближается враг. Друзья, за что еще мы любим Stronghold? За эпичные осады! Кстати, мне очень импонировало, что обороняться в Stronghold намного легче, чем вести наступление. Такой геймплей близко соотносится с реальностью, где потери осаждающих в средние века примерно в три раза выше обороняющихся. Так оно и верно, попробуйте залезть на стены, когда на вас льется кипящее масло, летит облако огненных стрел или арбалетных болтов, а в наших цитаделях всего этого добра было с избытком.
Я специально не хочу называть Stronghold культовой игрой, для человека, любящего стратегии это что-то более близкое и родное. Уверен, многие из тех, кто провел не один час за покорением замков, меня поймут. Когда я спрашивал друзей об этих играх, приятно было слышать фразы вроде: «Обязательно позови, как будешь играть в Stronghold» или «Да не, самой топовой явно была Stronghold». Игру, кстати, разработали англичане из Firefly Studios – от чистого сердца благодарю их и жму руку.
__________________________________________________________________________________________
Спасибо, друзья, что нашли для меня время и прочитали до конца! Пишите в комментариях, как Вы проводили время в Stronghold?
А тут Вы можете посмотреть видеоверсию и поддержать меня на Youtube