ВИА «Синяя птица» не принадлежал к числу любимых мной ансамблей. Разумеется, я слышал достаточно много их песен, но покупать пластинки в свою коллекцию не спешил. Не стал исключением и альбом «Осенний этюд» (1985 год). Только спустя много лет оценил, насколько там был зрелый и качественный материал. И, конечно, захотелось подробнее узнать из первых рук о том, как создавалась эта пластинка.
Инициаторами записи пластинки стали руководители ансамбля – Роберт и Михаил Болотные. В современном понимании они выступили продюсерами этого альбома, определяли концепцию диска, подбор песен, звучание, исполнителей.
Владимир Гапонов (гитара): Главная фишка вот в чём. Поступил заказ от Союза композиторов на запись альбома "Подземный переход". Заглавная песня – музыка Владимира Шаинского. Выделили студию "Мелодия". Время, конечно, мало. Студия дорогая. А мы за это время и "Осенний этюд" захреначили. Я помню - спал прямо в студии около гитары и всё включено! Только будили и говорили - через 10 минут запись. Умылся, кофе с сигаретой, и с Рафиком Рагимовым и с покойным Серёжей Тепловым - звукорежессёры, писались... Тогда же не было компьютерных технологий! Всё аналог! Помню - рабочее время записи на "Мелодии" закончилось. Я не успел все партии гитарные прописать. Рома (Болотный) долго передо мной извинялся. Записывали вокал Дрозд (Сергей Дроздов), Сергей Лёвкин, Владимир Преображенский, Песок (Дмитрий Галицкий). Барабаны Доца (Игорь Доценко). Песок - клавишные. Я - гитары. Дрозд - бас.
Дмитрий Галицкий (клавишные, вокал) : Нам Рома еще до этого говорил, что мы обязательно должны записать пластинку, полностью состоящую из произведений участников ансамбля.
Сторона 1
- «Ушло наше лето» (Р. Болотный - Л. Федин)- спел Галицкий
Дмитрий Галицкий: Когда появился Игорь Доценко, барабанщик, читающий с нот, то для Ромы с Мишей это стало просто откровением. Даже Тодик Ефимов был в восторге. Игорь – это барабанщик - солист. Он играл вкусно, смачно. Все сбивки четкие, удары сочные. И ему не надо было ничего объяснять. Как он сыграл «Ушло наше лето»! Повторить никто не мог.
Роберт Болотный (руководитель группы, саксафон): с этой песней интересный случай был. Помните - был фестиваль советской песни в польском городе Зелена Гура? Так вот там на одном из фестивалей несколько коллективов исполняли мою песню «Ушло наше лето». Ведущие представляли так: композитора и автора стихов не называли, а объявляли – песня из репертуара ансамбля «Веселые ребята». Ну, что тут сделаешь?
«Не уходи» (М. Болотный - В. Дюнин) – спел Николай Парфенюк.
Николай Парфенюк (вокал) - Моя роль в этом альбоме ограничивалась только исполнением одной песни. Кто делал аранжировки я не знаю. "Музчастью" занимался Миша Болотный.
Роберт Болотный: Виктора Дюнина Юра Антонов привел. Но потом они с Мишей много песен написали. Одна «Не уходи» чего стоит!
Виктор Дюнин (поэт): Был написан текст. На этот текст композитор Анатолий Днепров написал музыку и уехал жить в Америку, где работал таксистом. Чтобы текст не пропадал, я отдал его Мише Болотному. И получилась песня, которая мне нравится больше, чем с музыкой Днепрова.
-«Твой сон» (Р. Болотный - И. Лазаревский)- - спел Дмитрий Галицкий
- «И вас прошу об этом» (С. Дроздов - С. Осиашвили)- спел Сергей Дроздов.
- «Что же ты молчишь?» (И. Крутой - А. Жигарев; С. Алиханов) - спели Светлана Лазарева и Сергей Лёвкин. На саксофоне сыграл Роман Болотный.
Сторона 2
- «Мальчик с одуванчиками» (С. Дроздов; Д. Галицкий – С. Осиашвили) – спел Сергей Дроздов. Записывал эту песню Сергей Теплов.
- «Со скоростью света» (Т. Ефимов - Д. Усманов)- спел Сергей Дроздов.
Дмитрий Галицкий: Тодик (Т. Ефимов) поёт вместе с Дроздом, я пою верхние партии.
- «День как день» (М. Болотный - О. Жуков)- спел Владимир Преображенский.
- «Осенний этюд» (С. Левкин - Р. Болотный)- спела специально для этого приглашенная Ирина Отиева.
Дмитрий Галицкий: У нас были очень хорошие отношения. Мы ее прекрасно знали, она нас. Подумали, а почему бы и нет? Песня по стилистике ей подходила. Пригласили, она с удовольствием согласилась. С первого дубля все записала и уехала. Прекрасная певица!
Владимир Гапонов: У Светы Лазаревой, что-то песня не получалась. Роберт вызвал Ирину Отиеву. Та пулей захреначила песню. Светка долго плакала...
Роберт Болотный: Ирина Отиева моя хорошая подруга. Для этой песни нужен был ее тембр и спела она эту песню замечательно. Света Лазарева имела свой репертуар.
- «Листопад» (Д. Галицкий - С. Капутикян; перевод Е. Николаевской)- спел Дмитрий Галицкий
Дмитрий Галицкий: Я ее пел на репетициях. Рома и Миша слышали ее. Но на концертах мы ее никогда не исполняли.
В оригинальном виде этот альбом с 1985 года не переиздавался, послушать целиком его можно здесь:
По праву «третьей стороной пластинки» стал конверт альбома, «сочиненный» в знаменитой «Студии 50А» художником Юрием Балашовым и фотографом Сергеем Борисовым.
Сергей Борисов: В 1986 году я получил в фирме «Мелодия» заказ на оформление пластинки для группы «Синяя птица» - «Осенний этюд». Я знал, что группа была популярна в 1970 -ых, вот, собственно и все. Да и вообще я был уже отравлен знакомством с Ленинградским рок- клубом, поэтому на ВИА смотрел свысока. Правда, новые веяния уже коснулись и «Мелодии». На пластинке слово ВИА было заменено на слово ГРУППА. Не рок- группа, а просто группа. Короче говоря, я решил на аверс обложки дать не фото группы, а использовать какой-нибудь старый снимок. В 1983 году я познакомился с двумя русскими американками — матерью и дочерью Ибаньес. Мать, Наташа Ибаньес, попросила меня сделать им парный портрет для какого-то американского журнала в том смысле, чтобы читатель попробовал определить кто мать, а кто дочь. На этой фотосессии мы подружились, и я решил поснимать их и для себя. Вот так родился этот снимок, сделанный во дворе моей студии, еще не обезображенном перестроечными «прихватизаторами». В нем чувствуются остатки моего увлечения сюрреализмом. На нем дочь Этери. Я назвал его «Осенний этюд», так, что он сам просился на эту обложку.
Мой соавтор — художник Юра Балашов привнес в оформление конверта еще больше сюрреализма. Мы оба посмеивались над этой группой, так как не могли представить, что в 21 веке она будет собирать залы не меньшие, чем наши тогдашние фавориты. Этим успехом они, конечно, обязаны своим старым песням. Но и лидеры рок-клуба тоже не создали ничего сопоставимого с произведениями 1980ых. А фотография мне дорога еще и воспоминанием о моем старом дворе. Кстати, девочка и женщина на заднем плане не подставные. Это жители коммуналок в окружающих домах».
Дмитрий Галицкий: Там все песни участников ансамбля - это раз, во-вторых - была колоссальная мотивация в этой пластинке. Ну и поэтому все работали как умалишенные. Качество было хорошим. Да, и немаловажно, что альбом записывал Рафик Рагимов. Это супер звукорежиссер, поэтому и пластинка звучит “по-фирменному”. Она, кстати, очень пользовалась за рубежом популярностью. Это был последний всплеск “Синей птицы”, потому что после “Осеннего этюда” уже не было таких прорывов и пластинок. Всё пошло вниз, или устали или время другое пришло. После “Осеннего этюда” уже закат, время другое пришло. Я уже через 2 года ушёл к Малежику, а потом и остальные все разбежались.
Такая вот история замечательного альбома, рассказанная непосредственными участниками проекта.
При работе над этой публикации были использованы фрагменты интервью музыкантов и авторов, опубликованные на сайте "ВИА-ЭРА", а так же мои собственные беседы с Владимиром Гапоновым, Николаем Парфенюком, Дмитрием Галицким, Юрием Балашовым и Сергеем Борисовым.