by Jim Graves
SoF, April 1982
«Буквально 30 или 40 хорошо вооруженных подготовленных людей могут свергнуть стабильное правительство, как мы недавно видели в Африке, и это представляет собой очень опасную ситуацию для малых стран».
Col. "Mad" Mike Hoare, 1966
В 1966 году Хор, который начал свою военную карьеру в качестве офицера в британском танковом полку в Бирме во время Второй Мировой Войны, был - не без оснований - взволнован перспективами того времени, которое он назвал «золотым веком» наемников.
Во время восстания "Симба" (означающее африканском наречии лев) в Конго в 1964-65 годах Хор стал легендой, возглавив группу наемников, известную как 5 Коммандо. Хор получил прозвище «Бешенный» Майк за его отвагу и безрассудность. Он был тем самым командующим кто подавил восстание левых Симба и спас сотни белых европейцев от пыток и смерти от рук диких варваров Симба, а также за назначение Мобуту Сесе Секо президентом того, что тогда было Конго, а сегодня является Заиром.
Хор был реальным прототипом для персонажа, которого Ричард Бертон изобразил в лучшем из фильмов о наемниках - «Дикие гуси».
Если бы не молодой (24 года) нервный южноафриканец по имени Йохан Фриц и горстка фруктов личи, Хор мог бы добавить еще одну главу в легенду о себе в ноябре 1981 года.
Хоар поселился в деревне Хилтон, Южная Африка (недалеко от Дурбана), после того, как ситуация в Конго была урегулирована. Его случайные поездки из Южной Африки вызывали значительную нервозность среди некоторых не совсем честных глав государств при различных «стабильных» режимах на этом континенте, но было известно, что он не принимал активного участия в какой-либо наемнической деятельности до 1981 года. В том году Хору предложили возглавить другой отряд наемников, и он согласился.
Целью были Сейшелы, группа из 89 островов в западной части Индийского океана, примерно в 1000 милях к востоку от Кении и в 2000 милях к юго-западу от Бомбея, Индия. Сейшельские острова были британской колонией до 1976 года, когда им была предоставлена независимость. Джеймс Р.М. Манчем и Франс-Альбер Рене сформировали коалицию и стали президентом и премьер-министром, соответственно, в первом правительстве. Но 6 июня 1977 года, когда Манчем находился в Лондоне на совещании Содружества, Рене при поддержке танзанийских войск сверг правительство и пришел к власти в результате так называемого «переворота 66 винтовок». Рене, который с тех пор стал называть себя «социалистом из Индийского океана», не любил прозападную политику Манчем.
В то время как Рене, превративший Республику Сейшельские Острова в однопартийное государство в 1979 году, все больше и больше сдвигался влево в сторону советского лагеря, Манчем, живущий в изгнании в Лондоне, и другие изгнанники с Сейшельских островов бросились искать подходящего человека или людей, чтобы организовать контрпереворот.
Изгнанники с Сейшельских островов, которые поддерживали Манчема, сформировали две группы: La Mouvement Pour La Resistance, возглавляемое Полом Чоу из Лондона, и Seychelles Resistance Movement, которое предположительно контролируется Джерардом Хорау, бывшим сотрудником иммиграционной службы Сейшельских островов, который жил то в Дурбане, Южная Африка то в Австралии.
В 1980 и 1981 годах к ряду лидеров наемников обратились две разные группы и предложили руководящие роли в перевороте на Сейшельских островах, но никто не согласился, пока заговорщики не установили контакты с Хором и его друзьями, которые жили в окрестностях Дурбана.
Хор принял на себя руководящую роль основных сил вторжения, в то время как внештатный фотограф из Дурбана Питер Даффи (который служил в 5 Коммандо Хора в Конго), Кеннет Далглиш (бывший родезийский полицейский, владеющий отелем «Ривьера» в Дурбане) и Мартин Долинчек (высокопоставленный сотрудник Национальной Разведывательной Службы Южной Африки) все сыграли ключевую роль в организации попытки государственного переворота.
Хор и его вербовщики нашли большую часть людей для операции, распространив информацию в Дурбане и Йоханнесбурге, Южная Африка, в барах и отелях, где собираются наемники. Штабом при вербовке и планировании переворота, по-видимому, был бар Mainstay Bar в отеле «Ривьера» Далглиша в Дурбане. По вечерам в четверг Далглиш проводил еженедельное мероприятие под названием «Родезийская ночь», которое привлекало большинство бывших родезийских солдат, покинувших эту страну после того, как она ушла влево, а также других профессионалов из Южной Африки, 6th Reece, подразделений пара-коммандо.
Среди 52 человек, о которых достоверно известно, что они были вовлечены в попытку переворота, были 26 южноафриканцев (Де Вет Стейн, Джанолоф Сюдов, Патрик Хендрик, Иеремия Пурен, Йохан Фриц, Тодор ван Хейстин, Кевин Бек, Б. де Вос, Десмонд Уокер, Христо Хиллебранд, Луи Буше, Уильям Пол, Туллио Онета, Питер Дурварард, Вик де Бир, Йохемус Деккер, Фредерик Гоус, Патрик Эриэль, Алан Манн, Эрнест Дитлефс, Кит Маклауд, Алекс Дикон, Питер Хин, Роберт Симс, Д. Ботес и Любик Антон). Кроме того, было 11 британцев (Хор, Даффи, Далглиш, Бернард Кэри, Ричард Стэннард, Роберт Джонс, Кевин Барнс, Николас Уилсон, Джон Маккей, Дональд Кенни, Майкл Уэбб и Саймон Уиллар), семь родезийцев (Чарльз Гоутли, Вернон Принслоо, Стивен Биддлкомб, Джейкоб дю Туа, Дэвид Гринхал, Роджер Ингланд и Обри Брукс), два немца (Питер Рохвайн и Курт Приферт), два ирландца (Томас Боарел и Эндрю Стэндиш-Уайт), австралиец (Кеннет Келли), австриец (Свен Форселл) и два американца (Чарльз Уильям Дьюкс и Барри Фрэнсис Гриббон).
25-летний Дьюкс из Сан-Франциско, ветеран Вьетнама ростом 180 см, уехал в Родезию и служил там в САС в конце 70-х. Когда его взяли в команду, он работал вышибалой в баре London Town в отеле «Палм Бич» в Дурбане.
26-летний Гриббон из Майами служил младшим капралом в Reece Troop, Support Commando, 1st Battalion Rhodesian Light Infantry в конце 70-х:
Некоторые бывшие ветераны 6th Reece troops, которые присоединились к заговору, присоединились, потому что вербовщики убедили их, что попытка государственного переворота была поддержана Национальной Разведывательной Службой и, следовательно, правительством Южной Африки. Предполагается, что Долинчек, который был знаком с процедурой, применяемой при «специальных операциях», несет ответственность за эту тактику вербовки. [Подобную тактику использовали бывшие агенты ЦРУ Фрэнк Терпил и Эд Уилсон, чтобы нанять бывших «зеленых беретов» для работы в Ливии в конце 70-х годов.]
Долинчек отрицает, что действовал в качестве агента НРС во время переворота. Но легко понять, почему прозападный переворот на Сейшельских островах был бы выгоден Южной Африке.
Сейшельские острова расположены вдоль основных судоходных маршрутов из Африки и Ближнего Востока на Дальний Восток и, таким образом, могли бы использоваться в качестве перевалочного пункта для товаров, предназначенных для Южной Африки. В то время как Южная Африка не испытывает острой нехватки военных материалов - из-за эмбарго Организации Объединенных Наций на поставки оружия введенной против нее - доставка товаров, закупленных на открытых рынках по всему миру, в Южную Африку временами требует значительных усилий. Аэропорт Пойнт-Лару тоже был бы неплохим приобретением. Самолеты South African Airways могут приземляться только в Кот-д'Ивуаре и бывшей португальской колонии Кабо-Верде (ныне Остров-де-Соль) в Западной Африке, SAA должна лететь прямо на Восток, что довольно дорого.
Сейшельские острова также находятся на полпути между Момбассой, Кения, и Диего-Гарсия, главными военными объектами Соединенных Штатов в Индийском океане, что вызвало некоторые подозрения относительно роли Соединенных Штатов в перевороте - или, по крайней мере, насколько об этом знали некоторые спецслужбы США. У Хора были связи с ЦРУ, которые восходят к войне в Конго.
План Хора по захвату острова был довольно простым, но он игнорировал одно из его правил ведения боя, изложенных в книге «Congo Mercenary»: «Не рискуй излишне».
Хор решил разбить свои 52 человека на две разные группы. В начале ноября группа из пяти человек прибыла для выполнения предварительных работ.
Основная группа из 47 человек, включая Хора, вылетела чартерным рейсом из Свазиленда, независимого государства в Южной Африке, под прикрытием того, что они были членами команды по регби под названием AOFB, Ancient Order of Foam Blowers, на Сейшельские острова на каникулы и для доставки рождественских подарков детям-инвалидам в местной больнице.
Критическая ошибка Хора произошла, когда он решил взять оружие с людми. АКМы с тремя магазинами на 30 патронов и пистолеты были размещены в чемоданах с ложным дном и сумках для гольфа. В комплекте с оружием были игрушки: куклы, мячи и пластиковые пистолеты для детей.
Разведка острова, проведенная до ноября, показала, что досмотр багажа в аэропорту Пойнт-Лару на острове Маэ (главный остров размером 17 на 5 миль) производился по системе «чести». Если у вас были предметы, которые нужно декларировать, вы идете через «Красный канал» и таможенные инспекторы просматривали ваши сумки; если нет, то вы выбираете "Зеленый канал" и просто проходите по нему. Вместо того, чтобы привезти своих людей, а затем доставить оружие на корабле или доставить и людей, и оружие на корабле (как было предложено несколькими наемниками, ознакомленными с планом переворота), Хор решил рискнуть и привезти людей и оружие через «Зеленый канал».
Одним из 47 людей Хора был 24-летний южноафриканец по имени Йохан Фриц. Бывший южноафриканский десантник, старший сын начальника золотодобывающего и уранового подразделения General Mining, живший в районе Йоханнесбурга под названием «Улица миллионеров».
Офицер сейшельской таможни Винсент Пиллэй утверждает, что к нему подошел Фриц и спросил, нужно ли декларировать водолазную маску и ласты, которые у него были в сумке. Пиллэй сказала ему нет. Через несколько минут Пиллэй говорит, что видел, как Фриц взвешивал себя на весах, которые обычно используются для взвешивания багажа. Поскольку он вел себя нервно и сильно потел, он привлек внимание Пиллэя. Затем по неизвестным причинам он прошел через «Красный канал».
Один из участников операции сказал, что Фриц, возможно, прошел через «Красный канал», потому что он нес в своих сумках небольшое количество фруктов личи (которые нельзя ввозить на Сейшельские острова, поскольку растения Южной Африки больны).
Как бы то ни было, Фриц шагнул в «Красный канал», и Пиллэй тщательно проверил его сумку. Его вес и небольшая глубина обеспокоили таможенника, поэтому он подозвал другого инспектора. Пиллэй утверждает, что, когда он провел по нему рукой, он почувствовал оружейный ствол. Разорвав нижнюю часть чемодана, он достал АКМ. Сержант полиции Керчен Эспарон забрал Фрица и АКМ и направился за пределы зала прибытия в полицейский участок. Пока другой полицейский выписывал квитанцию об изъятии - нормальная процедура - Пиллэй, понимая, что и у других членов команды «регби» могло быть оружие, сказала что-то на креольском своему коллеге таможеннику Ханселю Лалджи о том, чтобы задержать тех немногих людей, которые еще не прошли таможню через «Зеленый канал». В этот момент все и развалилось. Один из солдат вытащил пистолет и выстрелил в сержанта Эспарона. Фриц выскочил из полицейского участка и погиб под перекрестным огнем.
Хор, который находился возле главного здания, стоял и разговаривал с Долинчеком у автобуса, в который садились его люди, быстро взял под свой контроль операцию. Наемники, находившиеся снаружи бросились вытаскивать оружие из своих сумок и захватили аэропорт.
Когда кто-то разорвал свой чемодан, было слышно, как он пробормотал: «Прекрасно, прекрасно». Решительного сражения за аэропорт сразу после прилета в план не входило. Хор намеревался хотя бы одну ночь отдохнуть в отеле Маэ, прежде чем атаковать цели (офис Рене, военную базу Сейшельских островов и полицейские участки) в столице Виктории.
В ходе короткой схватки люди Хора взяли под свой контроль большую часть зданий аэропорта, но воинские части Сейшельских островов взорвали Fokker F28, на котором они прибыли. Взлетно-посадочная полоса оказалась частично заблокирована, когда люди Хора подбили два броневика.
Бой за аэропорт продолжался до 00:45, 26 ноября. Самолет Air India 707 приземлился в 22:30, и после некоторых переговоров Хор уговорил пилота попытаться взлететь на поврежденном самолете. (707-й задел в один из подбитых броневиков при приземлении, и закрылки были заклинившими вниз на 40 градусов.)
Пилот после взлета получил приказ от Хора направить самолет в Южную Африку. Он хотел приземлиться в Йоханнесбурге, но южноафриканские власти посадили самолет в Дурбане.
Хор, носивший бороду в стиле Ван Дейка и использовавший псевдоним «Том», затем договорился о сдаче наемников/угонщиков южноафриканским властям.
Первоначальная реакция правительства на события на Сейшельских островах вызвала шквал негативной реакции как за рубежом, так и внутри ЮАР. После быстрого расследования 39 из 45, которые вернулись на самолете Air India 707 (тело Фрица вернулось в багажном отделение), были освобождены без предъявления обвинений, а Хор, Даффи, Монета, Готели и Далглиш были обвинены в похищении, а не угоне. Тяжело раненого Дьюкса поместили в госпиталь.
Первоначальное обвинение было серьезным, потому что обвинение в похищении трудно доказуемо в соответствии с законодательством Южной Африки - и оно не влечет за собой минимального наказания. Обвинение в угоне предполагает наказание от пяти до 30 лет лишения свободы.
На Сейшельских островах шесть участников переворота, арестованные полицией Сейшельских островов, должны предстать перед «народным судом» и им грозит публичное повешение.
На момент публикации, похоже, что был достигнут некий договор. Условия неизвестны, но Южная Африка предъявила всем 45 обвиняемым в соответствии с Законом о гражданской авиации 1972 года по три обвинения. В случае признания их виновным по всем трем пунктам обвинения они могут получить минимум 15 лет и максимум 90 лет.
Один источник в Южной Африке, который поддерживает контакты с властями Сейшельских островов, сказал, что, хотя обвинения не предъявлены, были разговоры о намерении отказаться от «народного суда» и публичной казни.
Если сделка будет заключена, раскрытие всей истории с попыткой переворота, в частности роли Долинчека и возможного участия южноафриканской НРС, маловероятно.