2000 год. Прогнозы без фантастики

Источник: журнал «Наука и жизнь», №6, 1974 год. Автор: кандидат экономических наук Л. Лопатников. В издательстве «Прогресс» вышла книга «Мир в 2000 году».

Источник: журнал «Наука и жизнь», №6, 1974 год.

Автор: кандидат экономических наук Л. Лопатников.

В издательстве «Прогресс» вышла книга «Мир в 2000 году». В её подзаголовке стоит: «Свод международных прогнозов». Авторы, западногерманские учёные X. Байнхауэр и Э. Шмакке, сделали попытку собрать, проанализировать и как-то упорядочить наиболее известные и авторитетные научные, экономические, технические и частично социальные прогнозы, появившиеся в литературе за последние годы.

Нужно заметить, что задача это не простая: количество прогнозов исчисляется тысячами. В их разноголосице чётко прослеживаются две тенденции: оптимистическая и пессимистическая. Оптимисты видят в научно-техническом прогрессе новые возможности развития человечества, для пессимистов же он грозит необратимой деградацией природы, мрачными перспективами морального упадка, роста заболеваний. Авторов книги «Мир в 2000 году», пожалуй, нельзя отнести ни к тем, ни к другим. Их свод носит деловой, спокойный характер. Крайности отброшены. Почти всё, о чём говорят авторы, в той или иной степени подготовлено развитием науки и техники. В этом ценность книги, хотя, разумеется, лишь время проверит достоверность приведённых в ней предсказаний.

Круг вопросов, затронутых книгой, очень широк: школы и материалы, транспорт и энергия, газеты и телевизоры, добыча угля и разведение рыбы, загрязнение среды и строительство городов и многое-многое другое. Мы предлагаем читателю реферат нескольких глав книги.

УДАСТСЯ ЛИ УКРОТИТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ?

В самом деле. Сколько уже в газетах, журналах, книгах говорено о лавине информации, обрушившейся на человечество! Сколько раз приводились впечатляющие примеры: за последние десятилетия напечатано больше книг, чем за всю предыдущую историю книгопечатания; специалисту-химику порою легче заново синтезировать химическое соединение, чем найти способ его получения среди миллионов публикаций, и так далее.

Авторы книги констатируют: «Современные информационные системы просто не справляются с потоком информации, а их мощностей явно недостаточно. Последствия такого положения сказываются незамедлительно: большая часть информации поступает к потребителю со значительным опозданием; постоянно увеличивается объем неиспользованной информации. В некоторых отраслях уже ощущается нехватка необходимых данных, что чревато серьёзными последствиями».

Какого-либо ослабления или уменьшения потока информации, полагают авторы, не предвидится даже в сравнительно далёкой перспективе. Считают, что в ближайшие годы по проблемам ядерной и общей физики, химии и биологии будет опубликовано соответственно около 100, 150, 400 и 220 тысяч новых работ. Кроме того, ежегодно будет появляться около 1500 новых наименований научных и технических журналов. (В 1900 году их насчитывалось 10 тысяч, в конце 60-х годов – 100 тысяч.) Ожидается также бурный рост объёма «трансформированной» (преобразованной) информации: как правило, только пользуясь ею, специалист сможет постоянно быть в курсе того, что происходит за пределами узкой области, в которой он работает. Это, в частности, предопределяет качественно новое назначение и новый облик научно-популярной литературы. Она становится всё в большей мере своего рода «переводчиком для специалистов и любителей».

Прогнозы развития средств массовой информации довольно противоречивы. Одни эксперты, например, не видят благоприятных перспектив у газеты; по их мнению, радио и телевидение вытесняют печатное слово. В других прогнозах за газетами признается всё же большое будущее. По-видимому, газет станет меньше – здесь ожидается активный процесс концентрации. Большое место найдут в газете иллюстрации, новые методы печатания сделают её более красочной. Наконец, электронно-вычислительная машина научится читать, что позволит ещё больше ускорить процесс печатания.

Возникнет телегазета, актуальность материалов которой будет определяться не 1-2 сутками, а часами. Первые опыты в этой области проведены в Японии. Что это такое? Простым нажатием на кнопку вы сможете получить на экране телевизора изображение интересующей вас газеты; пробегая страницу за страницей,– отобрать необходимую информацию и зафиксировать её с помощью специального устройства. Короче говоря, вы как бы получите возможность «печатать» для себя газету.

Внедрение цветного телевидения, по-видимому, завершится к 1980 году; десять лет спустя, к 1990 году, телевидение уже не будет мыслиться без третьего измерения – глубины изображения. Путь к этому проложен открытием лазера, голографии.

Лазер, помимо всех других его применений, рассматривается как новый носитель информации, возможности которого практически неисчерпаемы. В первую очередь он будет применён в видеотелефонной связи, что должно произойти в конце 80-х годов. В 2000 году, по-видимому, станет возможным с помощью одного единственного лазерного луча передавать одновременно 500 тысяч телефонных разговоров.

Основа информационной техники – электронно-вычислительные машины, К 1980 году в мире будет эксплуатироваться около 355 тысяч ЭВМ. В корне изменится соотношение между мощностью и стоимостью машин. Мощность увеличится, стоимость снизится – в расчёте на одну операцию – за 20 лет в 200 раз. В течение ближайших лет ЭВМ должна стать в 1000 раз миниатюрнее и, что особенно важно, намного надёжнее.

Для «укрощения информационного взрыва» особое значение приобретают совершенствование «памяти» машин, расширение её объёма и рост оперативности. Время, затрачиваемое исследователем на получение информации, хранящейся в блоке памяти ЭВМ, уменьшится в 1000 раз. Это связано с коренным изменением принципов действия таких блоков. Сейчас наиболее распространены устройства, основанные на изменении магнитных свойств ферритовых колец; при этом время, необходимое для получения информации, составляет около 1 микросекунды. На ЭВМ будущего с блоком памяти, смонтированным на базе полупроводников, это время будет доведено не менее чем до 10 наносекунд. Примерно к 1990 году ожидается появление первой ЭВМ с оптической системой памяти: информация будет записываться, по-видимому, лазерным лучом на фотографическом или непосредственно на магнитном слое.

Разрабатывается также магнитный накопитель, напоминающий небольшую коробку с помещённой внутри неё колодой карт: теоретически он может хранить и выдавать такое количество информации, которая содержится на 540 миллионах машинописных страниц. Существуют проекты создания электронно-вычислительных машин, в запоминающем устройстве которых содержание 20 тысяч томов записывается на прямоугольном кусочке никелевой фольги размером 20x25 см. В результате ёмкость памяти ЭВМ возрастёт в сотни раз. Нескольких крупных накопителей будет достаточно для запоминания информации, хранящейся ныне во всех библиотеках мира.

Прогресс в электронно-вычислительной технике позволит перейти к созданию банков данных [Банк данных – хранение информации в блоке памяти ЭВМ, откуда её при необходимости могут запрашивать и получать многочисленные потребители. Банки могут быть специальные (например, содержащие сведения о всех стандартах на продукцию) и универсально-энциклопедические]. Первые банки информации полностью или частично энциклопедического характера начнут функционировать не позднее 1980 года.

И последний вопрос, который заинтересует многих. Пока ЭВМ совершенно глухи, немы и почти слепы. Когда они прозреют и заговорят? Уже упоминалось, что разработаны ЭВМ, умеющие «читать» машинописный текст. Эксперты полагают, что в последней трети 70-х годов появится машина, способная прочитать любой рукописный материал со скоростью 50 знаков в секунду, а в начале 80-х годов – машины, способные различать отдельные звуковые команды. А вот ЭВМ, которые будут работать полностью «с голоса», то есть понимать вопросы, задаваемые человеком вслух (а не письменно, как сейчас), – таких машин, по мнению экспертов, не будет ещё и в 2000 году.

Узнать о других прогнозах и подумать, что же пошло не так.