Найти тему

Мнемотехника в матемтаике для учащихся 5-6 классов

Здравствуйте, я рада приветствовать Вас!

Значение памяти в жизни человека сложно переоценить. Память играет важную роль в нашей жизни, принимая непосредственное участие во многих процессах его жизнедеятельности. Важнейшей функцией памяти является запоминание необходимой информации. Благодаря наличию памяти, человек способен запоминать события и предметы, а также приобретать опыт и знания. Если бы у человека не было бы памяти, его мировосприятие основывалось бы исключительно на том, что существует «здесь и сейчас», что значительно ограничивало бы его возможности.

Проблема улучшения памяти сейчас особенно актуальна в школе, с каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности. Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро).

Мнемотехника-техника запоминания, система приёмов и способов, облегчающий запоминание материала и увеличивая объём памяти путём создания искусственных ассоциаций.

Математика требует запоминания сложной терминологии, определенных понятий. И перед учителем стоит задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный материал стал более доступным, с некоторыми из приемов мнемотехники вы можете познакомиться прямо сейчас.

Желаю вам удачи в изучении приемов мнемотехники в математике!!!

Таблица умножения для числа девять

Положите руки на стол

Отсчитайте слева число пальцев, равное числу, на которое нужно умножить число 9.

Слева от этого пальца будет число десятков, справа – единиц. Сам палец, который получился в результате отсчета – не считаем.

-2

Умножение двузначного числа на 11

Чтобы двузначное число умножить на 11, сложите его первую и последнюю цифру. Если результат будет однозначным, впишите его между двумя цифрами первоначального числа, а если двузначным – прибавьте первую цифру результата к первой цифре первоначального числа, а вторую – впишите между цифрами.

Формула длины окружности

Знает каждый пионер:

Длина окружности – 2 π r

Формула площади круга

Запомнит тот, кто мыслит туго:

π r (квадрат) – есть площадь круга.

Почему у поезда колеса стучат? Потому что Пи *R едет ровно, а квадрат стучит.

-3

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

Закрываем любые два знака, тогда оставшийся знак- результат.

Под плюсом понимаем друга, а под минусом - врага.

Запоминалка

Друг (+) моего врага (-) = мой враг (-)

Враг (-) моего друга (+) = мой враг (-)

Враг (-) моего врага (-) = мой друг (+)

Друг (+) моего друга (+) = мой друг (+)

Сложение и вычитание чисел с разными знаками

Черные шашки - это отрицательные числа, красные - положительные. Правила игры: шашка одного цвета «съедает» шашку другого цвета. Выигрывает тот, шашек какого цвета осталось больше.

-4

Понятие дроби в стихотворной форме

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой- числитель, знайте,

Под чертою- знаменатель.

Дробь такую непременно

Надо звать обыкновенной.

Как деление дробей обыкновенных

Выполняется, запомнить каждый может:

Надо первую из двух и непременно

На обратную второй дроби умножить.

Сравнение дробей с одинаковым

знаменателем

Если дроби нам такие две даны,

У которых знаменатели равны,

Больше будет та, бесспорно,

Числитель больше у которой.

-5

Умножение десятичных дробей

В примерах на умножение десятичных дробей цифры, которые стоят после запятой, выделяем другим цветом, т.к. необходимо сосчитать их количество.

Для лучшего запоминания сложения (вычитания) десятичных дробей

Чтоб две дроби сложить,

Долго думать не надо.

Просто их запиши

Разряд под разрядом.

Дальше складывай числа,-

Совет мой такой,-

Пиши запятую под запятой.

-6

Округление десятичной дроби

Чтоб десятичную дробь округлять,

До какого разряда надо бы знать,

Разрядную цифру ты сохрани,

Добавь к ней единицу,

Если первая отбрасываемая цифра пять

Или больше пяти.

Формулы вычисления периметра и площади

По периметру хожу,

Все сторонушки сложу.

Кто площадь мне найти поможет

Длину на ширину умножит.

Перевод единиц измерения

При переводе одних единиц измерения (длины, площади, объема) в другие можно рисовать стрелки, по которым передвигается человечек. Двигаясь по стрелке, он собирает нули, а двигаясь против стрелки – отдает нули.

Округление чисел

Цифры 0, 1, 2, 3, 4 называем «маленькими», а 5, 6, 7, 8, 9 – «большими». Отделяем забором разряд, до которого число необходимо округлить. Через забор могут перебраться только «большие» цифры, при этом цифра, стоящая перед забором, увеличивается на единицу.

Простые и составные числа

Хоть есть среди них большие,

Судьба их такова:

Делителей у каждого

Всего лишь только два.

С давних пор числа такие

Называются простые.

Мы эти числа учим тоже.

Делители найти их сможем.

У каждого числа – смотри –

Должно быть, их хотя бы три.

Эти числа не простые,

Эти числа составные.

Координаты и графики⠀

Чтобы не путать названия осей, рекомендую тоже придумать

свою ассоциацию. Например, с привязкой к латинскому и русскому алфавитам. «Абсцисса» начинается

буквы А, «ордината»

с буквы О. В русском алфавите А стоит раньше, чем О. А в латинском — Х («икс») первее, чем У («игрек»). Значит,

ох — это ось Абсцисс, оу — ось Ординат. Порядок соблюдён.

-7

Алгоритм решения уравнений

Расскажу я вам рассказ

Около десятка фраз.

Ты от счёта отвлекись,

О чём речь – определись.

Раз – начну я свой рассказ,

Два – все скобки раскрывай.

Три – подобные найди

И четыре – приведи.

Пять – продолжу я считать.

Шесть – здесь тонкостей не счесть.

Семь – знак поменять сумей

Тем, что решил перенести.

Восемь – корень ты найди

И с облегчением вздохни.

Девять – черёд пришёл проверить.

Всё, закончили решать!

Смело можно отдыхать!

Существует большое количество мнемонических правил для изучения математики, но в этой статье были разобраны темы изучаемы в 5 и 6 классе. В следующих статьях будут разбираться мнемонические правила для учащихся старших классов.