18,2K подписчиков

Герой, повторивший подвиг Матросова, или мистификатор?

222 прочитали

Широко известен в нашей стране подвиг Александра Матросова, однако немногие знают, что подобный подвиг совершили еще более 400 человек. Один из них - Степан Устинович Куликов.

Родился он в 1921 году в Большемуртинском районе Красноярского края в большой крестьянской семье. На войну ушел добровольцем. Окончил Томское военное пехотное училище (ускоренный выпуск). После училища направлен на фронт в 41-ую стрелковую бригаду.

Степан Куликов в центре. Фото из открытых источников
Степан Куликов в центре. Фото из открытых источников

Во время контрнаступления наших войск 20 декабря 1941 года, путь одному из батальонов бригады преградил пулемётный огонь двух немецких ДЗОТов. Один из них был уничтожен двумя добровольцами, которые погибли от пулеметного огня из другого ДЗОТа.

Старший сержант Куликов подполз к ДЗОТу и бросил гранату. Раздался взрыв, и пулемёт замолчал. С криком «Ура!» советские бойцы бросились в атаку. Но щели немецких амбразур были такими узкими, что граната не может залететь внутрь.

Огневая точка внезапно ожила и начала бить по атакующим длинными очередями. Тогда Куликов подобрался к амбразуре и навалился на неё всем телом. Пулемёт замолк. Наступление на Волоколамск продолжилось.

Когда тело героя сняли с амбразуры, в его полушубке насчитали около тридцати пулевых отверстий. Степан признаков жизни не подавал. Его объявили погибшим и отправили родителям письмо о геройской гибели их сына.

Но случилось невероятное. Степан Куликов выжил! Санитар услышал, как «погибший» застонал. Часть пуль извлекли из тела старшего сержанта, а около десятка так и остались.

Героя в госпитале в Уфе многократно посещала Клавдия Шульженко, узнавшая о подвиге Куликова, пела для него и подарила свою фотографию с автографом.

Несколько месяцев провел Степан в госпитале, его выписали с вердиктом: к службе не годен. Но Куликов добился нового назначения.

На Ленинградском фронте в районе Колпино, куда отправили дивизию, Степан в первом же бою получил два тяжёлых ранения и после лечения был списан подчистую. 

За свой подвиг самопожертвования Куликов не был награжден.

Были другие награды, в том числе орден Красной Звезды, а за подвиг, за который полагалось звание Героя Советского Союза, ничего.

Наградой лист на представление к ордену Красной звезды
Наградой лист на представление к ордену Красной звезды

Много лет о подвиге героя никто не знал. Лишь после после того, как в газете «Красная звезда» появился очерк о Куликове, сослуживцы нашли Степана. Они добились, чтобы Центральный архив министерства обороны выдал Куликову справку, подтверждающую факт совершения им подвига.

Государство так и не исправило свою ошибку: герой умер не награждённым за свой подвиг.

С. У. Куликов. Фото из открытых источников
С. У. Куликов. Фото из открытых источников

Это версия, которую можно найти в интернете, в том числе в Википедии. Но недавно я познакомилась с совсем другой историей, поведанной Анатолием Александровичем Зайцевым, работавшим парторгом леспромхоза посёлка Предивинск Большемуртинского района.

В поселок навестить свою сестру прибыл Степан Устинович Куликов. Зашел к Зайцеву, предъявил ему газету «Красная звезда» от 5 ноября 1982 года, в которой описывался подвиг, совершенный им. В местном клубе с ним организовали встречу, были и ветераны войны. Куликова многие узнавали, так как он был родом из этих мест. 

У некоторых ветеранов впоследствии появились сомнения. Как-то Зайцев сам увидел Куликова в майке с большим вырезом. Кожа на открытом участке груди была гладкая, без каких-либо повреждений. 

С. У. Куликов. Фото из открытых источников
С. У. Куликов. Фото из открытых источников

А. А. Зайцев, мучимый сомнениями, написал письмо в газету. Спустя время пришел ответ. В нем говорилось, что корреспондент "Красной звезды" познакомился с Куликовым во время отдыха на курорте в Закарпатье, услышал от него историю подвига и опубликовал в армейской газете. За выпуск непроверенной информации корреспонденту и ответственному за выпуск номера вынесены дисциплинарные взыскания. 

В поселке быстро разнесся слух о письме. К Зайцеву приходили сестра и племянник Куликова, говорили, что не может быть, чтобы их родственник всё придумал, что они напишут ему письмо. Однако больше они не приходили, и сам Куликов в поселок больше не приезжал. 

Так кем был Степан Устинович Куликов - героем, незаслуженно забытым государством или мистификатором, создавшим вокруг себя ореол славы?