37 подписчиков

Десять библейских заповедей, как инструкция по выживанию человеков.

Библейские заповеди, на самом деле, представляют собой универсальный рецепт для стабильного существования любого общества или группы людей. Перекладывая на язык юриспруденции Десять библейских заповедей, человечество разработало около тридцать пять миллионов статей законов. Апофеозом процесса переработки стало удаление изображения Десяти заповедей Библии с монумента правосудия у здания суда в Хьюстоне. Давайте же вернёмся к истокам…

"Стремление к жизни" Бесплатное фото с https://www.freeimages.com
"Стремление к жизни" Бесплатное фото с https://www.freeimages.com

И вернёмся мы к ним, чтобы понять простую вещь – десять заповедей есть не что иное, как свод универсальных правил по выживанию рода (в смысле «племени») сначала евреев, а потом и рода человеческого (той части, что удалось обратить в христианство). Те же заповеди есть и в Коране (за исключением соблюдения субботы), а отклонения в переводах и толкованиях лишь учитывают особенности «конкретного исторического момента». Более того, я бы назвал десять библейских заповедей «живыми», т.е. способными адаптироваться практически к любой общности. Как пример органичного приспособления - корпоративная версия, помещённая в конце статьи. Этот юмористический штрих логически завершает процесс рождения теории из гипотезы.

Для удобства читателей, привожу ссылку на Десять заповедей и настоятельно рекомендую ознакомиться, во избежание разночтений. Обращаю внимание, что Семь смертных грехов, и более полный обзор Важнейших заповедей Библии, не являются предметом нашего рассмотрения и особо хочу подчеркнуть, что материал носит дискуссионно-познавательный (не религиозный/антирелигиозный) характер и обладатели «полного кувшина истин» могут его не читать.

Обратим же наш пытливый взор к эффективнейшим рычагам управления племенем, с целью обеспечения его выживания. Первое что бросается в глаза – заповеди чётко делятся на две группы:

- три первых заповеди постулируют однозначный и непререкаемый божественный и законодательный авторитет «устанавливающего правила». Эта группа неизменна во всех трактовках и переводах. В этом смысле, гарантируется сохранение в неизменном виде Источника и Содержания категорий, с помощью которых создаются конкретные нормы и правила жизни в меняющемся мире;

- оставшиеся семь, собственно правила и есть. Они меняются, в зависимости от того, для какого общества установлены.

Таким образом, методологическая часть остается неизменной, а метод постоянно модифицируется. С одной стороны, мы обеспечиваем адаптацию к среде, а с другой – неизменность иерархии и всей структуры правил для выживания.

"Нас не победить!" Бесплатное фото с https://www.freeimages.com
"Нас не победить!" Бесплатное фото с https://www.freeimages.com

Нижеследующий текст Десяти заповедей (жирным шрифтом), по Синодальному переводу Библии, был опубликован в 1876 году.
Исх.20, 2-17:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Здесь всё прозрачно - Я тебя спас, так что, ты мне должен. И какой должок – на веки вечные! Спасение от рабства, это вам не шутки! Становление национального (племенного) самосознания, без которого бытие никакого общества невозможно, стоит таких обязательств.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Тоже всё понятно - человеку не свойственно проявлять одинаковые (и одинаково сильные) чувства/привязанности одновременно к разным, интересующим его объектам. Если мы любим кого-то, то любим (обычно) одного человека. Если отдаёмся чему-то без остатка, то такое «что-то» может быть только одно. Распыляясь, человек неизбежно понижает качество отдельно взятого «вектора приложения сил». И за такое распыление кара светит и ему и потомкам аж до четвёртого колена (за послушание же – благо до тысячи колен). Укажем и на другое: Соблюдение данной заповеди есть сохранение в неискаженном виде системообразующей богоданной информации. Человек слаб. Воспринимая мир, он может увидеть в твари (в сотворенном Богом) самого Бога и решить, что тварь (вторичное, следственное) и определяет законы существования мира. Множественные новоявленные божки начнут задавать противоречивые правила существования, и в обществе наступит серьёзный социальный, политический и экономический кризис вплоть до третьего и четвёртого поколений. В то же время, следование универсальным и терминальным основаниям изрядно продляет гарантийный срок эксплуатации Божьего творения.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

В данном случае «напрасно» значит «ложно». Т.е. запрещено приносить ложную клятву именем Бога (за нарушение следует неминуемая кара). Очень глубокая мысль: искажение истины свойственно смертным по природе их, поэтому, прежде чем что-либо утверждать, измерь утверждаемое предельными критериями. Отсюда, ложь есть основа всякого греха, и Бог категорически запрещает «подписывать» её своим именем. Ложная клятва именем Бога, за которой НЕ последует наказания, очень сильно дискредитирует Всевышнего и снижает силу веры. Что ж, людей всегда приходится стимулировать к НЕсовершению всяких гадостей НЕотвратимостью наказания.

Со стимулами к соблюдению разобрались, а теперь перейдём непосредственно к правилам:

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Человек должен регулярно восстанавливать силы для более эффективного продолжения работы. Изнурённый Homo sapiens (вне зависимости от национальности), не способен ни хорошо работать, ни отразить (если что) внешнюю угрозу. Менеджеры! Работоголики всех стран и народов! Распечатайте эту заповедь и повесьте у себя над рабочим столом!

5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Соблюдение заповеди должно способствовать увеличению средней продолжительности жизни в социальной общности. Сначала почитаешь ты – потом тебя. Не могу отказать себе в удовольствии привести отрывок «на тему» из текста Лекций-статей Ефима Свирского: «Известный раввин летел в "Боинге" из Соединенных Штатов в Израиль. Рядом с ним сидел профессор весьма респектабельного вида и с удивлением наблюдал, как сын раввина, занимавший место в другом ряду, постоянно подходит к отцу: то принесет воды, то подаст книгу, то заботливо поправит на нем галстук и при этом каждый раз спрашивает: "Папа, у тебя все в порядке? Тебе еще что-нибудь нужно?" Наконец профессор не выдержал. "Просто невероятно! Как вам удалось добиться такого почтительного отношения к себе? - спросил он раввина. - Меня тоже уважают - администрация университета, коллеги, студенты, но только не мои собственные дети. Для них я отживший экспонат. Они меня просто не замечают. Об уважении и говорить нечего". Раввин улыбнулся и тихо ответил: "Все очень просто. Наша традиция учит, что каждое предыдущее поколение стоит на одну духовную ступеньку выше последующего, поскольку оно ближе к дарованию Торы. А по теориям, принятым в современной науке, человек произошел от обезьяны, и значит, предыдущее поколение ближе к обезьяне, чем последующее. Что же вы хотите?»

Вот так! Учитесь, корпоративные идеологи!

6. Не убивай.

В оригинале использовано слово, которое обозначает «безнравственное преднамеренное убийство» (англ.«murder»). На первый взгляд, смысл заповеди очевиден, но стоит присмотреться к ней повнимательнее. Помните «Зуб за зуб, глаз за глаз»? Вышеозначенный «murder» с большой вероятностью провоцировал исполнение обычая кровной мести. Хорошо известная вендетта и в более поздние времена выкашивала самых сильных и нужных для продолжения рода мужчин, а во времена древних евреев запросто могло произойти критическое ослабление жизнеспособности племени. Так что акцент сделан не зря.

7. Не прелюбодействуй.

Ох уж эта частная собственность на женщин! Знают ли читатели, что Тора считала прелюбодеянием внебрачную связь замужней женщины с посторонним мужчиной (за что предусмотрена смертная казнь для обоих), а женатый мужчина мог совершенно не заботиться по поводу своих измен? Мы же посмотрим глубже, и в глубине этой увидим, что любой этнос, как кирпичики, составляют либо кланы (т.е. семьи), либо концессии. Причём клановая структура (и тому есть множество подтверждений в истории) намного устойчивее. Любой клан и любое клановое общество способно выживать (и сопротивляться внешней агрессии) дольше и эффективнее, чем «договорная структура» (хороший пример из нашей новейшей истории – самая известная на территории европейской России Семья). Зачем же подтачивать этот монолит супружескими изменами? И ещё - с развитием «противозачаточной» промышленности мы как-то все забыли, что смысл половых отношений, в рождении детей. Отсюда - женщина, сходившая «налево», фактически заставляет мужа и его род экономически и социально обслуживать носителя «чуждого» генотипа. Блуд (сексуальные отношения без вступления в освящённый брак) позволяет члену племени обходиться без законных детей и без ответственности за них, то есть, грозит серьезной неразберихой в области прав наследования, экономики семьи и подрывает экономическую и социальную стабильность всего общества.

8. Не кради.

И не будут красть у тебя. Или возьмём изначальное толкование – не кради у человека свободу, ибо пойманный будешь сам лишён её (продан в рабство). Можно толковать шире – не кради вещи, сон, чью-то истину, вводя его в заблуждение и т.д. и т.п. В любом случае, кража (в самом широком смысле этого слова) легко становится причиной конфликта, а лишённый собственности теряет и часть веры в высшую справедливость.

Две последних заповеди рассмотрим в варианте церковнославянского текста:

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10.Не пожелай жены искрянего твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

В переводе на современный язык эти заповеди звучат так: «Не произноси ложного свидетельства на человека, которого искренне любишь (и который любит тебя), не желай жены соседа…», ну а «ближний», это «ближайший родственник». Видно невооружённым глазом, что эти заповеди так же цементируют крепость рода, а отличие от синодального перевода (в котором вместо трёх употребляется одно понятие «ближний») учитывает «местные национальные особенности» того времени. То ли люди приспосабливают заповеди, то ли заповеди приспосабливаются к людям!

"Доберусь до истины!" Бесплатное фото с https://www.freeimages.com
"Доберусь до истины!" Бесплатное фото с https://www.freeimages.com

Теперь дадим слово атеистам и предложим некоторые комментарии к их пониманию:

Профессор К. Будде в "Истории древнееврейской литературы" на основе анализа оригинального, а не переведённого текста, излагает 10 заповедей следующим образом(в скобках – наши комментарии):

1. Не поклоняйся иному богу (Иначе я за тебя не отвечаю).

2. Не делай себе литых богов (Не опошляй самопальной конкретикой образ Всевышнего, криэйтор недоделанный. Ибо креатуры твои пожрут твой моск, и будешь ты жить по воле их, беспонтово, и принесёшь плоды неудобоваримые, и зароют тебя с двумя лопатами хлорной извести, и не поставят над могилой твоей скрижалей черномраморных).

3. Все первородные принадлежат Мне (Обеспечивает постоянный и гарантированный рекрутинг в идеологический сектор и особое отношение к его сотрудникам).

4. Шесть дней работай, а в седьмой день отдыхай (Отдыхай! Узри, наконец, звёздное небо над головой и почувствуй нравственный закон внутри себя!).

5. Праздник опресноков соблюдай в месяц, когда закончится хлеб (Когда закончится хлеб, кушай пресные сухарики и не капризничай, не создавай социальную напряжённость, считай, что это праздник такой).

6. Соблюдай праздник седьмиц, праздник первых плодов пшеничной жатвы и праздник собирания плодов в конце года (Гениальное изобретение, отличающее человека от скота – пища, это не для живота, а от Бога дары).

7. Не изливай крови жертвы Моей на квасной хлеб (Есть, есть вещи нерядоположенные, ценностью несопоставимые).

8. Тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться всю ночь до утра (Наутро после праздника, тук праздничной жертвы воспринимается уже не празднично. И отношение к нему соответствующее, непраздничное. Так что пошевеливайся!).

9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа, Бога твоего (Обеспечивает постоянный и гарантированный приток финансов в идеологический сектор).

10. Не вари козлёнка в молоке матери его. (Не нагружая читателей подробными историческими изысканиями, отмечу, что десятая заповедь в этой версии суть прозрачный запрет на кровосмесительные связи - очень была актуальная проблема во времена Моисея - кровосмешение = вырождение).

"Корпоративный самурай" Бесплатное фото с https://www.freeimages.com
"Корпоративный самурай" Бесплатное фото с https://www.freeimages.com

Ну и на десерт - обещанная корпоративная версия:

1. Я твоя Корпорация, которая вывела тебя в люди из забвения; да не будет у тебя других корпораций на уме, пока ты работаешь на Меня.

2. Не делай себе других занятий в рабочее время ни в Интернете, ни по телефону, ни во время нахождения за пределами офиса, ибо Я, твоя Корпорация, Работодатель-ревнитель, наказывающая сотрудников за их вину [и вину их начальников] лишением премий и бонусов и сверхурочной работой, и творящая милость путём предоставления различных льгот и денежных вознаграждений, следующим Моему корпоративному Кодексу.

3. Не понтуйся именем Корпорации твоей напрасно, ибо Корпорация не оставит без наказания того, кто прикрывает афёры свои именем Корпорации.

4. Помни день воскресный, чтобы отдыхать во время него; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела Корпорации, а день седьмой – воскресенье, не делай в оный никакого дела, связанного с работой, ибо должен ты восстановить силы, чтобы и дальше с усердием пахать на благо Корпорации.

5. Почитай своего прямого начальника, а так же всех, кто старше тебя по должности, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои в Корпорации и работа, которую Корпорация твоя дает тебе.

6. Не сливай клиента.

7. Не заводи интрижек с коллегами.

8. Не кради (ничего не менял).

9. Не произноси ложного свидетельства на коллегу твоего (поменял одно слово).

10. Не желай места начальника твоего; не желай жены/любовницы коллеги твоего, ни клиента его, ни подчинённого его, ни служебного автомобиля его, ни калькулятора его, ни маркера его, [ни всякой канцелярии его], ничего, что у коллеги твоего.

Шутки шутками, а вывод очевиден: с помощью заповедей человечество регулирует процессы удовлетворения потребностей на всех уровнях их иерархии - от физиологических до творческих и трансцендентных. Смысл регулирования – обеспечение управляемого развития общества при сохранении стабильности его основ. Для эффективного же внедрения любой «профильной версии заповедей» необходимым и достаточным является «всего лишь» - непререкаемый авторитет внедряющей стороны.

Если же вернуться в область религии и представить себе (хоть на минуту) весь мир, живущий согласно десяти библейских заповедей, то будет вам и Рай – тот самый Рай, на принципиальной невозможности существования которого настаивают атеисты. Не в этом ли корень проблем многих компаний, которые не хотят быть для своих сотрудников ни «Богом» ни «племенем», и сливают их за борт Корпорации при первых же признаках шторма…

Как говорится, Аминь, и спасибо всем, кто прочёл.