Найти тему
Эпоха Недоверия

Индийский поход и тайна смерти Александра Македонского. Анализ текстов Плутарха и Арриана.

В предыдущих частях мы поняли, что Плутарх между строк пытается сообщить нам нечто важное. Да собственно он открытым текстом в самом начале своего повествования написал, что не желает описывать битвы Македонского, и пусть мифы и легенды придумывают другие. Поэтому теперь мы будем присматриваться к деталям внимательнее.

Привет, с вами Эпоха Недоверия и в этой части мы продолжим изучать жизнь Александра Македонского и продолжим накапливать подсказки оставленные нам Плутархом.

Некоторые мои зрители считают что Плутарх черпал сведения у Аристобула. Однако сам Плутарх многократно подчеркивает в своем рассказе, что основным его источником была непосредственно переписка самого Александра. Его письма. То есть он имел к ним доступ. А вот про Аристобула он почти не упоминает. ну разве что разок. Я думаю что это выводы каких то очередных оксфордских толерантных писателей, поэтому не буду обращать на них внимания. Я им не доверяю. Во всяком случае пока не получу подтверждения из заслуживающих доверия источников, а не оксфордские работы 2000-2010-х годов.

Итак, Дарий бесславно погиб от рук предателя практически на руках своего врага-спасителя - Александра Македонского. После этого Александр наконец провозгласил себя царем Персии.

-2

"...С этих пор он стал все больше приспосабливать свой образ жизни к местным обычаям, одновременно сближая их с македонскими, ибо полагал, что благодаря такому смешению и сближению он добром, а не силой укрепит свою власть на тот случай, если отправится в далекий поход. С этой же целью он отобрал тридцать тысяч мальчиков и поставил над ними многочисленных наставников, чтобы выучить их греческой грамоте и обращению с Македонским оружием. И его брак с Роксаной, красивой и цветущей девушкой, в которую он однажды влюбился, увидев ее в хороводе на пиру, как всем казалось, вполне соответствовал его замыслу, ибо брак этот сблизил Александра с варварами, и они прониклись к нему доверием и горячо полюбили его за то, что он проявил величайшую воздержность и не захотел незаконно овладеть даже той единственной женщиной, которая покорила его..." Плутарх.

Однако слишком спокойная жизнь среди пиров и роскоши порождала зависть склоки и заговоры. К удивлению нашлись македонцы, стремившиеся зачем то ликвидировать своего царя. Одним из таких заговорщиков оказался Филот, сын одного из полководцев - Пармениона - того самого Пармениона, который командовал левым флангом в битве с Дарием и постоянно отвлекал Александра просьбами о помощи. Уже тогда возникло подозрение, что Парменион втихую зачем то вредит Александру.

-3

Теперь, же раскрыв заговор и убив его сына Филота, Александру пришлось убить и самого Пармениона, который все-таки был каким никаким но все же другом и полководцем. Такой исход событий только усугубил негативную обстановку - самые близкие друзья начали не без причины опасаться Александра, а некоторые за его спиной начали заключать союзы.

Чуть позже на пиру поссорившись из за какого то пустяка Александр из за какой то ерунды в приступе бешенства, копьем убил еще одного македонянина - Клита, а осознав что натворил, хотел покончить с собой. На протяжении всего рассказа Плутарх показывает нам как изменяется поведение Александра, как алкоголь все больше и больше влияет на его спонтанные поступки. Как появляются признаки тяжелого алкоголизма и даже симптомы белой горячки, сопровождающиеся галлюцинациями.

-4

Несколько глав подряд Плутарх посвящает заговорам, убийствам, и переживаниям Александра. И для многих читателей эти отрывки так же станут тягомотиной, поэтому и я не буду обременять вас подробным пересказом. Однако мы уже поняли, что именно среди такого ненужного словесного и описательного шума, Плутарх размещает важные детали. Вот и сейчас в главе 52, как бы невзначай пересказывая спор двух ничего не значащих персонажей, Плутарх дает нам еще одну подсказку. Один из македонян в ничего не значащем разговоре между собой говорит другому, что в той Персии, куда шел Александр было гораздо холоднее чем Греции. Дословно он сообщает что в Греции македонцы спали нагими, а здесь на ночь приходится укутываться в три шкуры.

Плутарх несколько раз настойчиво вкладывает эти слова в уста своих персонажей.

-5

Еще несколько глав подряд Плутарх описывает придворные интриги, заговоры и склоки, подводя читателя к той мысли, что когда Александр наконец решился продолжить завоевания и идти в Индию, характер его изменился - он стал страшен в гневе и беспощаден при наказании виновных.

Одного из своих приближенных, некоего Менандра, назначенного начальником караульного отряда в какой-то крепости, Александр приказал казнить за то, что тот отказался там остаться и хотел пойти в поход со всеми дальше.

Все чаще Александр упоминает в своих разговорах некое безымянное божество, с которым общается, и искренне переживает за то, в чьи руки передаст божество власть после его смерти. Некоторые исследователи даже начинают подозревать что это был уже другой человек - не тот Александр, что начинал поход из Греции, мне же все более очевидны симптомы сильнейшей алкогольной зависимости и даже белой горячки.

-6

Поход в Индию шел.. немного не в том направлении которое следовало. Александр пошел на восток, глубже в горы, к Памиру, в сторону Гималаев. Часто атаковал просто голые скалы занятые врагом.

Перед крепостью, называвшейся Нисой, македоняне остановились в нерешительности, так как их отделяла от нее глубокая река. Став на берегу,

Александр сказал: "Почему я, глупец, не научился плавать?" И все же, взяв в

руки щит, он хотел броситься в реку... {Текст испорчен.}

Остатки крепости Ниса
Остатки крепости Ниса

Серьезно? Человек выросший в Греции, в окружении рек озер и морей, пересекший с армией Гелеспонт, штурмовавший Внимание! вплавь, реку Граник, пересекший многие другие реки, вдруг внезапно разучился плавать? Читая это поневоле решишь что это другой человек... Или мы вновь видим перед собой маркер оставленный Плутархом, говорящий что в этих строках зашифровано нечто более важное. И верно, далее по тексту сообщается о некоем Царе Таксиле, что владел в Индии страной, размером с Египет, плодородной и богатой пастбищами. Который преклонился перед Александром без боя. Проблема в том, что на пути Александра не было такой страны - лишь голые горы, скалы и крутые обрывы. Это были предгорья Памира. До той Индии что мы с вами знаем, он еще не дошел.

Хотя нет, другой историк Арриан, все же указывает где находится страна Таксила - между реками Гидасп и Инд. Ну что ж посмотрим.. да, пастбища тут действительно есть и земля судя по всему плодородна. так что все правда.. кроме одного - ее размер совсем не сопоставим с царством Египетским. Если быть точным это совсем крохотная область. Неужели Плутарх так ошибся? или снова таким образом намекает что не хочет участвовать в общей лжи? Кстати Арриан называет Памирские горы Кавказом, и так же упоминает что в армии Александра на тот момент уже было полно скифов.

-8

Решающее сражение в завоевании Индии произошло с царем Пором на реке Гидасп. Это довольно большая река, в современном Пакистане, которая берет начало высоко в горах и впадает в Инд. Сейчас эта река называется Джелам. В верховьях он достигает ширины до километра и больше. Но это компенсируется небольшой глубиной.

В таком положении и встретились армии. На одном берегу расположилась армия Александра, на другом - царя Пора. Никто не решался переходить реку.

Однажды ночью пошел сильный дождь с молниями, которые били прямо в лагерь Александра убив много солдат, река вздыбилась и разлилась, разрушая береговую линию и именно этот момент Александр использовал для скрытой переправы выше по течению.

-9

Плутарх говорит что это произошло ночью используя плоты, а Арриан добавляет, что переправа была произведена на скрытых и доставленных сюда заранее 30 весельных кораблях на рассвете.

Дальше как обычно цирк с конями. Цитата Плутарха - испугавшись вида слонов и многочисленностью неприятеля Александр первым напал на его левый фланг, а другой полководец, Кен - на правый. битва шла 8 часов с переменным успехом, но в результате кончилась победой македонцев.

В этой битве мы обратим внимание на несколько странных моментов.

во первых это размеры. Все размеры. Сейчас объясню что я имею ввиду.

1. размеры людей и лошадей. Арриан упоминает что местами приходилось переправляться вброд, и вода доходила пешим по грудь. Арриан, "поход Александра" книга пятая глава 13. Об этом же говорит и Плутарх. То есть глубина примерно один метр 60 см. Однако тут же Арриан утверждает, что при этом у лошадей над водой оставалась лишь голова.

Современная лошадь держит голову чуть выше среднего роста человека - то есть на высоте около 2 метров. Если действительно у лошадей над водой торчала лишь голова, то либо лошади были в два раза мельче современных, либо люди были высотой около 2,5 метров.

2. Индийский царь Пор и его слоны. По сообщению и Плутарха и Арриана, Царь Пор был необычайно высок. И сидел на своем слоне, словно на лошади. И слон у него при этом был самый большой. А далее Плутарх говорит о росте 4 локтя и одну пядь. То есть около 2-х метров. А вот Арриан говорит о росте выше пяти локтей. То есть более чем два метра 30 см. Однако слоны достигают в высоту 3 метров и больше, и чтобы сидеть на слоне словно на лошади, это должен быть либо карликовый слон ростом в холке чуть больше 2 метров, либо сам человек, сидящий на нем должен быть не менее 3 метров ростом.

-10

В общем не сходится. Однако в расчетах я пользовался данными из википедии, где сообщается что греческий локоть равен примерно 46 см. А поскольку локоть это примерно 25 процентов от длины тела, то умножив 46 на 4 получаем 1.84 рост человека - вполне себе правильные современные размеры.

Однако если пересчитать размеры локтя согласно пункту первому, где сообщается о переправе македонцев и лошадях, то получается что средний македонец был ростом примерно 2 метра 40 сантиметров, а локоть равнялся 60 см. Перемножив этот локоть на данные Арриана, как раз и получаем рост царя Пора три метра.

Вот теперь все сходится. Кроме одного - где это вы видели таких гигантских людей?

-11

Но видимо об этом говорят не только записи Арриана, Плутарха и Диодора. Даже в википедии скромно указали что особый, персидский локоть равен 53 см.

Итак мы нашли очень важное скрытое послание от Плутарха и Арриана, но не о самой битве а о росте людей, состоящих в армиях. А теперь представьте армию двух с половиной метровых солдат, против толпы современных людей.. Становится сразу понятно как 40 тысячный корпус Македонского смог раскидать в 12 раз превосходящую по численности почти миллионную армию Дария..

Есть и другие нестыковки в этой битве, но о них как-нибудь в другой раз.

Македонцы победили и... Александр тут же вернул только что завоеванное царство царю Пору в обмен на преданность...

Ну допустим. Кто то должен же управлять покоренным народом.. не собственные же друзья и соотечественники. В битве погиб и конь царя - Буцефал. В его честь Александр тут же основал город - Букефалию.

Итак, победа. Позади остались непроходимые горные ущелья и тропы а впереди плодородная равнина на тысячу километров вперед и потом река Ганг.

-12

Внезапно от Плутарха мы узнаем и еще одну важную деталь - в этом тяжелейшем сражении македонцам противостояло всего 20 тысяч пехотинцев. То есть шесть раз меньше чем самих греков, но победить удалось с большим трудом. То есть это была уже не орда беженцев-Персов, а отлично подготовленная армия и что важно - ростом еще выше чем македонцы. Кстати Плутарх чуть позже, в 66 главе скромно сообщает наконец цифру македонского войска, собранного для похода в индию - 120 тысяч пехотинцев и 15 тысяч всадников. То есть теперь все повернулось с точностью до наоборот - 135 тысяч греков, имея численное преимущество в 6 с лишним раз, с огромным трудом одолели 22 тысячи индусов.

Но еще более важно описание реки Ганг. В ширину она имела более 5,5 километров, а в глубину более 200 метров. Запомните - это важно. в следующей серии пригодится.

Греки не на шутку испугались и уговорили Александра остановиться. Дальше он не пошел.

То есть другими словами ту Индию, что мы сейчас знаем, Александр даже не видел, не то что не завоевывал. А побродил по территории современного Пакистана и лишь чуточку приблизился к индии.

В общем Греки собрали пожитки, сколотили кучу кораблей и плотов, и поплыли по реке Гидасп, а потом и Инду, вниз по течению, к океану.

Как сообщает Плутарх, плыли они медленно, часто сходили на берег и завоевывали все вокруг. Всё путешествие армии до побережья океана заняло 7 месяцев.

И тут вновь сделаю паузу на расчет. Обычно спуск на кораблях по реке ускоряет продвижение армии. Но мы будем считать по минимуму, давая официальным историкам одну поблажку за другой.

-13

Итак, даже самое слабое течение реки будет продвигать флот со скоростью 5 км в час. То есть за световой день, флот преодолевал около 60 километров. Допустим останавливался на ночь. Допустим тут же обнаруживался город требующий завоевания. Допустим его потом еще неделю грабили. А потом снова в путь. Таким образом, ползя как черепаха, армия Македонского должна была преодолеть за 7 месяцев 1680 км, никак не меньше. А при нормальной скорости чуть ли не 7 тысяч км. Но от места последней битвы до берега океана всего 1 тысяча км... Не сходится.

Ну все эти нестыковки мы постараемся детально разобрать в следующей серии - не зря же я столь подробно пересказывал вам Плутарха.

А мы переходим к финалу нашего рассказа.

Во время одного из сражений с маллами, Александр едва не был убит. Слушайте внимательно. Согнав дротиками врагов со стены (как это вообще возможно?) Александр взобрался по лестнице и спрыгнул вниз в гущу врагов. То есть другими словами нам еще раз говорят что стены городов не были каменными, как мы привыкли - судя по всему это были обычные деревянные частоколы, в которых не было даже предусмотрено перемещение обороняющихся вдоль стены поверху.

Так вот спрыгнув вниз, Александр вместе с двумя товарищами оказался в гуще врагов. Лестница тем временем, по которой он лез - сломалась. И он остался наедине с толпой врагов.

-14

И вот снова важный момент с расчетами. Один из врагов пустил стрелу с такой силой, что она пробила доспех и вонзилась в кость около соска.

А теперь внимание: Стрела пробила доспех и застряла в кости. Для того чтобы снять доспех, пришлось отпилить древко стрелы, то есть металлический наконечник стрелы вошел под панцирь полностью, иначе его бы вытащили заранее не отпиливая древко.

шириной наконечник стрелы был три пальца. Даже с современными пальцами это около 5-6 см. А длина наконечника - 4 пальца. опять же даже по современным размерам это около 8 см или больше.

Таким образом в грудь Александра в районе соска вошла металлическая пластина шириной 6 и длиной 8 см. Вошла полностью и застряла в кости. Только по размерам получается что это была стрела размером с топор. Или широкий нож. И эта лопата полностью вошла в грудь Александра и застряла там. Не знаю какого размера должны быть ребра, чтобы выдержать такой удар.

-15

Для современного человека это однозначно смерть. Однако Александр лишь потерял сознание. Конечно после этого он долго был слаб и болел, но все таки выжил. Что еще раз косвенно подтверждает размеры македонцев. Это были гиганты по сравнению с современным человеком.

Тем не менее эта стрела нанесла большой ущерб организму и в любом случае пробила одно легкое. Бесследно такие травмы не проходят.

Далее Плутарх сообщает о путешествии вдоль моря обратно в Персию, и почти в каждой главе есть зашифрованные послания. Большую часть которых я либо еще не расшифровал, либо у меня просто нет ключей к пониманию. Почитайте, может быть у вас родятся светлые мысли.

Почти везде Плутарх делает упор на огромных богатствах, полученных в походе, о еще более несметных богатствах каким то образом добытых его сатрапами уже на месте, после ухода армии, но одновременно сообщает о голоде и нищете.

Одного из своих наместников он бросил в тюрьму, а его сына убил, за то, что тот вместо пищи для войск преподнес ему 3 тысячи талантов. Это были огромные деньги. Но видимо еда ценилась дороже золота.

-16

Но как так? для того чтобы изготовить тысячи и тысячи золотых кубков, нужна гигантская золотодобывающая и золото-обрабатывающая промышленность. Огромное количество ювелиров и мастеров. Все они должны чем то питаться. Таким образом провиант для относительно небольшой армии в 50 тысяч человек не должен был быть проблемой. Тем более что то тут то там бродят полумиллионные персидские армии - они то что ели?

На практике оказывалось все наоборот - золотых предметов обихода было так много что его буквально некуда было девать. А вот еда была проблемой. Более того - наместники на местах продолжали богатеть даже после ухода основной армии.

Меня лично это вновь наводит на одну мысль - тут совсем недавно произошла катастрофа, в результате которой основное население погибло и оставило после себя всю эту утварь, которую и собирали\мародерствовали армии.

Между тем Александр продолжает устраивать пиры и попойки, неторопливо продвигаясь к последней точке своего пути - Вавилону.

И еще одно вроде бы ничего не значащее послание от Плутарха

Как то раз тяжело заболел один из друзей Александра, Гефестион. Лечить его стал врач Главк.. это имя у него такое было Главк.

Но однажды он отлучился в театр и Гефестион, ослушавшись строгих указаний съел вареного петуха и выпил большую кружку вина. Это привело его к смерти. Александр от горя распял на кресте бедного врача. А потом целый месяц творил что то совсем непонятное - остриг всех мулов, снял зубцы со всех стен, запретил музыку и так далее...

-17

Я не доктор, но по моему Плутарх хочет сообщить нам о тяжелой болезни самого Александра. Очень похоже на тяжелейший алкоголизм, и с разговорами с божеством, не имеющим имени, и резкие перепады настроения из одной крайности в другую, и постоянные попойки.. И регулярные галлюцинации - что то похожее на белую горячку.

Приближаясь к Вавилону Александр видел все больше дурных предзнаменований. Причем каждое следующее все более нереальное.. Например однажды в зверинце осел напал на самого большого льва и забил его копытами насмерть... Кто то видит в этом знамение. Я же вижу галлюцинацию, про которую никто не мог сказать царю в страхе быть распятым за любую мелочь.

В другой раз Александр решил сыграть в мяч голым, но когда доиграли и пришло время одеваться, Александр увидел какого то человека сидящего на его троне с диадемой на голове и молчавшего.

Плутарх говорит что вскоре этого человека наконец разговорили и выяснилось что это какой раб, преступник, которого привезли сюда в оковах, но потом сказали сесть на трон, одеть диадему и молчать. Заговор? возможно

-18

А возможно глюк, в развенчании которого решило подыграть окружение, чтобы не расстраивать царя. Этого раба вскоре казнили.. по совету прорицателей между прочим.

А больше всего Александра расстраивало то, что божество перестало с ним разговаривать. Да и кстати все прорицатели как один истолковывали дурные предзнаменования так, что Александру нельзя быть в Вавилоне. Из за чего он разместил свой лагерь не в городе а рядом с ним на берегу реки.

Ну а теперь самое печальное и неизбежное - финал. Разные историки по разному трактуют события предшествовавшие болезни Александра и его смерти. И Плутарх так же сообщает что многие просто хотят возвысить образ царя. Однако давайте рассмотрим самый простой и банальный сценарий, представленный самим Плутархом.

-19

Итак. Представьте себе великолепный прием в честь Неарха и его спутников. Целый день был пир. Само собой никак не обошлось без алкоголя. Он лился рекой вплоть до самого вечера.

Уверен, что практически все мои зрители хоть раз, но бывали на подобных застольях и вполне могут себе представить состояние к вечеру.

По окончании пира, уже ближе к ночи, Александр принимает ванну, и уже собирается лечь спать, но в этот момент к нему приходит посланник от Медия и уговаривает его присоединиться к еще одному пиру. Александр соглашается на уговоры и идет. Всю ночь и весь следующий день, вместо отдыха он продолжает пить.

Уверен что и такое испытание некоторые из зрителей хоть раз да проходили. Пить двое суток подряд без остановки.

В конце концов уже под вечер следующего дня, Александр осушает кубок Геракла и чувствует резкую боль в спине, словно от удара копьем. Так умер Александр.

В этой части рассказа повествователи обычно произносят хвалебную речь вроде того что.. так закончилась жизнь великого полководца, который совершил немалое количество подвигов и оставил о себе память в веках и бла бла бла... и всё такое минут на 10-15.

Но пусть мой зритель не обижается - мне неинтересно упражняться в вылизывании сами знаете чего...

-20

Судя по всему у Александра просто отказали почки, а может и все остальное тоже.. Поправьте меня если я ошибаюсь. А теперь вспомните, что буквально за пару-тройку месяцев до этого Александр получает тяжелейшую травму грудной клетки, помните - огромной стрелой размером с лопату, которая пробила грудь и легкое? Что происходило с раной все это время? мог ли он дышать? не загноилась ли? могло ли вообще после этого работать легкое? не была ли занесена инфекция? Да и Плутарх между делом сообщает что лихорадить Александра начало задолго до роковой пирушки.

Но скорее всего это была алкогольная кома вместе со всем наболевшим.. К сожалению я видел в жизни точно такие же случаи.

Недаром В самом начале своего повествования Плутарх настойчиво говорит, что он будет рассказывать не о битвах, а о том как меняется человек. И возможно теперь мы понимаем что он имел ввиду.

Итак, на этом жизнь Александра остановилась, а наш рассказ только только подобрался к самому интересному - мы собрали большое количество подсказок и намеков от Плутарха, а так же Арриана и немножко от Диодора. В следующей части мы соберем их вместе и посмотрим что у нас выйдет.

Продолжение следует.