32 подписчика

"Мотылёк" Анри Шарьер. Мысли о прочитанном

Издание "Мотылька" на фоне коллекции фэнтези и солдатиков!
Издание "Мотылька" на фоне коллекции фэнтези и солдатиков!

Так сложилось, что я узнал об этой книге только после того, как увидел одноимённый кинофильм. И узнав, что фильм основан на этом романе, почти сразу его приобрёл. Все мы помним известное выражение, о том, что книга лучше, чем фильм! Почти всегда.

Рад сообщить, что этот случай не стал исключением, книга в самом деле оказалась намного лучше, а я то ещё думал, что сюжет всё равно уже примерно знаю, чем там меня удивить? Что же, нечасто я в жизни так ошибался!

Кадр из фильма 2017 года, Чарли Ханнем похож на настоящего Шарьера!
Кадр из фильма 2017 года, Чарли Ханнем похож на настоящего Шарьера!

Сразу расскажу о главном, то есть о сюжете. Книга "Мотылёк", это мемуары бежавшего с каторги заключённого, Анри Шарьера, несправедливо осуждённый за убийство (по его словам), он провёл почти одиннадцать лет на каторге во Французской Гвиане, совершив за это время около десятка попыток побегов. Пока наконец, ему не удалось оставить позади тюремный мир и его порядки. Не считаю это спойлером, так как любой, кто видел фильм или книгу, понимает, что побег так или иначе состоялся, иначе бы и не было ни кино, ни романа-бестселлера.

Справедливости ради, стоит сказать, что Шарьер не всё это время был в тюрьме, и даже не всегда он именно каторжно трудился, о последнем, более подробно в тюремных порядках и неписанных законах. Но тюрьма есть тюрьма, это лишение человека воли и страшные мучения. Особенно, в тюрьме в Колумбии. Более того, Шарьер почти три года сидел в одиночном заключении, где едва не обессилел и не сошёл с ума. Помогла та самая несгибаемая воля, и помощь друзей. Благо он, своим авторитетом, заслужил дружбу и уважение многих товарищей по несчастью.

Да что там товарищей, даже начальников тюрем! Ведь и эти люди испытывали восхищение пред человеком, готовым бросится в бега, со сломанными ногами! Шарьер даже давал честное слово не сбегать, пока не истекут полномочия действующих властей, и слово держал. В конце концов, даже в очередной раз пойманный, он не вызывал злобы ни у начальников, ни у других заключённых, хотя последним тоже грозило ужесточение режима, из-за подобных выходок, все понимали, что Папийон (Мотылёк на французском), лишь исповедует главный принцип человеческого счастья - счастья быть свободным!

Каторжники на острове Дьявола, Шарьеру повезло, большую часть срока он просто ловил рыбу, и всё же, жизнь в заключении это жизнь в заключении!
Каторжники на острове Дьявола, Шарьеру повезло, большую часть срока он просто ловил рыбу, и всё же, жизнь в заключении это жизнь в заключении!

Не стану заострять внимания, на отличиях книги от фильма, их уж слишком много. Но ещё пару слов сказать обязан.

Почти год Папийон прожил свободным человеком, вместе с индейским племенем гуахира, даже обзавёлся там женой! И не одной. Произошло это в его самый первый побег, когда он оказался в землях на границе Венесуэлы и Колумбии. Лишь неостывшая жажда мести, заставила его бросить этот новый дом, с любящей семьёй, о чём он потом не раз сожалел. Он вернулся к цивилизации, и цивилизация тут же его упрятала в тюрьму, потом опять на каторгу.

А тюрьма колумбийская это был почти ад на земле, она была расположена таким образом, что её почти полностью заливало два раза в сутки, принося помимо крыс, ещё прочих морских гадов. Заключённые были вынуждены сидеть на решётках, и естественно не забывать о благосклонности охранников, "гуманные" французы хоть и были порой жестоки, до колумбийских коллег им было далеко.

Однако не стоит думать, что жестокость и предательство, это всё что встречал Папийон и его спутники, им сильно помогли обездоленные с Острова Прокажённых, затем английские и голландские колонисты на островах, куда они мимоходом заплывали на своём судёнышке.

Временами, книга напоминала о приключениях Робинзона Крузо! Столько повидал Шарьер
Временами, книга напоминала о приключениях Робинзона Крузо! Столько повидал Шарьер

Многие люди на их пути, и сам Папи естественно, были поражены несправедливостью и жестокостью судебных властей, посвященной Франции, и оказывали беглым помощь.

По возвращении в Гвиану, Папи ждал самый долгий и тяжелый этап жизни, два срока одиночки, неудавшиеся побеги и долгие восемь лет на островах, посреди Атлантического океана.

Теперь подробнее о неписанных законах каторги, хоть это и не самая любимая часть моей книги. Папи был человеком авторитетным, а его побег, сделал его почти легендой, так что работал он мало, никаких каменоломен, как было в фильме, самый тяжкий труд, был пожалуй, когда он возил воду на быке, заниматься прочим тяжёлым трудом, таким как Папийон было не принято, начальство с этим мирилось. Так что многие каторжане и не мечтали о побеге, их кормили и поили, они легко доставали деньги на островах и жили почти благополучно, своего рода санаторий! Зачем им убегать? Так думали многие, и один побег Папийона сорвался именно из-за такого вот доносчика из ссыльных, именно за его убийство Папи и получил второй одиночный срок, выйти раньше срока ему помогло лишь чудо, и самопожертвование, он пытался спасти дочь коменданта во время редкой прогулки.

Необходимое уточнение, Папийон на протяжении всей книги называет себя невинно осуждённым за убийство, в чём сегодня некоторые сомневаются, убийство доносчика уж точно имело место быть! Но во всём остальном Папийон считал себя обычным человеком, даже почти не упоминал, что он вообще-то вор. Хотя воровство конечно и не повод в 25 лет ссылать пожизненно человека в Гвиану...

Сам автор, постаревший Мотылёк, улетевший на свободу
Сам автор, постаревший Мотылёк, улетевший на свободу

После выхода из второго одиночного заключения, Папи вновь принимается строить планы побега, даже пытается изобразить сумасшедшего (самая странная глава в книге), но наконец, им с напарником удаётся сбежать на мешках с кокосами с островов, тут в очередной раз описываются трудности такого плавания, палящее, тропическое солнце не раз до мяса обжигало беглецов, голод, жажда и отсутствие нормального сна, об этом мало пишут в приключенческих книгах, но это не значит, что от этого не страдают. И конечно глупость, по глупости, напарник Папийона погибает, оставляя того одного, но Папи наконец свободен, он находит новых напарников и бежит вместе с ними в Британскую Гайану, мир уже не тот, что был много лет назад, идёт Мировая война, каторжных не выдают, долгое время Папийон живёт свободным в Джорджтауне, вновь находит себе жену, открывает дело... Пока неугомонный характер вновь не гонит его на поиски лучшей доли. По пути ему вновь придётся угодить в тюрьму, в последний раз в своей жизни. После выхода оттуда, он становится по-настоящему свободным человеком, гражданином Венесуэлы, а в 60-х годах, даже посещает свою родину, смывшею его вниз, по канаве жизни.

Естественно, к этому времени он уже полностью оставил все мысли о мести. На самом деле, он уже давно перестал помнить даже лица осудивших его, а с годами пришло и полное прощение. В конце концов, он выплыл из этой канавы, пережив множество удивительных приключений, которых бы просто не было, останься он во Франции. Из воспоминаний об этих приключениях и родилась эта книга, мотылёк постоянно летит к свету, так и Папийон, даже в самую чёрную ночь, он тоже стремился к свету, к свету свободы.