С января по май 1869 года принц и принцесса Уэльские совершили путешествие, главная цель которого познакомить наследника британской короны, будущего короля Эдуарда VII, со стратегически важными странами Востока – Египтом и Турцией. Так же они побывали в европейских странах – Франции, Греции, Италии.
Спутницей принцессы Уэльской – Александры - в этом дальнем путешествии была ее лучшая подруга Тереза Грей. Она вела подробный путевой дневник, записывая в хронологической последовательности все события, отмечая города и страны, которые они посещали, имена людей, с которыми встречались. По итогам путешествия в Лондоне была издана книга - «Дневник посещения Египта, Константинополя, Крыма, Греции почтенной миссис Вильям Грей в свите принца и принцессы Уэльских». И хотя на посещение Крыма было выделено всего четыре дня, картинам из жизни полуострова после Крымской войны 1853-1856 годов отведено особое место.
Королевский фрегат «Ариадна» ранним утром 12 апреля бросил якорь в севастопольской бухте. В дневнике Тереза Грей запишет: «Как только мы бросили якорь, к нашему борту подошла лодка с генерал-губернатором Новороссии генералом Коцебу и генералом Жуковским, губернатором Крымской Татарии, которые прибыли из Симферополя, чтобы встретить принца Уэльского, и сейчас поднялись на борт «Ариадны». Их сопровождали комендант Севастополя адмирал Кислинский, адъютант генерала Коцебу – полковник барон Остен-Сакен, секретарь – господин Хетрово, и английский консул Стивенс».
В первый же день гости побывали в исторических местах, связанных с Крымской войной: на русском кладбище, в долинах рек Альмы, Качи и Бельбека – местах самых ожесточенных боев. В свите принца были ветераны Крымской войны – Уильям Рассел, военный корреспондент газеты «Таймс», майор Алисон и капитан Эллис. «Это делало поездку ˂…˃ весьма интересной, так как они знали каждую пядь земли ˂…˃ и могли описать все так, как это выглядело во время войны».
Проезжая улицами Севастополя англичане видели, что везде видны следы минувшей войны: «…каждый дом и большинство главных зданий ˂…˃ до сих пор стоят в руинах, и можно было различить отметины ядер, которые и сейчас отчетливо проступают на стенах».
«В самом деле, печально все это видеть и осознавать, как мало сейчас вспоминают о тех ужасных сценах разрушения, которые сопровождались кровопролитием и людскими потерями. Я не могла не испытывать легкий стыд в присутствии этих русских…», - записала в дневнике Тереза. Побывали англичане и на «внушительном по размеру кладбище», на котором «самым заботливым образом французы собрали всех своих погибших ˂…˃ находя возможность поддерживать его в хорошем состоянии».
«Невозможно сдержать чувства удивления и обиды при осознании того, как мало по сравнению с французами и русскими ухаживают англичане за местами захоронений своих погибших. Французы переписали имена всех даже самых низших чинов, погибших во время осады, и заботливо сохраняют свои кладбища…» (Тереза Грей).
Из Севастополя гости отправились на Южный берег. Заезжали в Балаклаву, где во время Крымской войны англичане устроили «маленький Лондон» с магазинами и увеселительными заведениями. Затем продолжили свой путь через живописную Байдарскую долину. На почтовой станции в Байдарах сменили лошадей, проехали через Байдарские ворота «на высоте 3000 футов над уровнем моря, оттуда вид был действительно грандиозным и прекрасным ˂…˃ мы с радостью сели за обед, который был приготовлен для нас в помещении, напоминавшем открытый павильон или летний домик, где нас ожидали мадам и мадмуазель Коцебу».
«В пять часов мы вновь отправились в путь ˂…˃ по извилистой дороге, идущей вдоль побережья. Время от времени по дороге мелькали виллы, а возделанные поля сбегали прямо к морю. Я не могу себе вообразить более прекрасной поездки, и должна сказать, что была совершенно очарована прекрасным горным пейзажем в сочетании с цивилизованным видом возделанной земли, ничего подобного я не встречала уже давно».
К вечеру прибыли в Ливадию, летнюю резиденцию императорской семьи. Впечатления были самые восторженные: «Ливадия, где мы провели сегодняшнюю ночь, является истинной жемчужиной покоя и красоты, устроенной в соответствии с самым изысканным вкусом…»
Утром гости любовались открывающимися видами. «Перед нами были огромные гранитные обрывы, поднимающиеся к вершинам, покрытым снегом, а по другую сторону море – все вместе образует природу восхитительной красоты, с которой, по словам тех из нас, кто бывал в Швейцарии, даже эта страна и близко не может сравниться. Осматривая окрестности и сад, в котором так много прекрасных цветов, Ливадия кажется тем уголком, о каком можно только мечтать, как об обители мира и счастья, так редко встречающихся на земле».
Надо отметить, что принцесса Александра побывает в Ливадии еще раз – в 1891 году, когда здесь будут отмечать 25-летний юбилей свадьбы русского императора Александра III и его супруги – императрицы Марии Федоровны – датской принцессы Дагмар. Александра и Дагмар были родными сестрами.
Прием гостям был оказан самый радушный. Специально из Санкт-Петербурга, чтобы встретить гостей, приехал граф Стенбок. Вскоре после завтрака отправились в Алупку, посетив попутно несколько великокняжеских имений. В Алупке гостей встречал граф Трубецкой, брат графини Воронцовой. Осмотрев «самую прекрасную виллу» гости восхищались «сверх всякой меры». После «великолепного обеда» были поданы небольшие кареты и все отправились к пристани. Там уже ждала «Ариадна».
Сцену прощания с Крымом Тезера Грей зафиксировала в своем дневнике: «Все наши русские друзья взошли на корабль попрощаться ˂…˃ мы покинули Крым в семь часов с большим сожалением с моей стороны, что время, проведенное нами в этой прекрасной стране, было столь коротким. Четыре дня среди этих чрезвычайно любезных и гостеприимных русских были самыми счастливыми, и я думаю, что за время нашего путешествия не было ни одного подобного уголка, о котором я бы вспоминала с таким удовольствием».
По материалам книги Е. Н. Деремедведь «Крымская Ривьера. Авантюрные приключения англичанок в Тавриде».
Фото:
- Принц Альберт и Александра
- Дворец в Ливадии
- Байдарские ворота