Разочарование, опустошенность, безразличие к работе, когда не хочется ничего и никого, когда все плохо, очень плохо и долго – вот такое эмоциональное состояние испытывает человек, как реакцию организма на непрерывный стресс на работе. Вот так просто и ненаучно можно описать «синдром профессионального выгорания».
Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал в психиатрии американец Герберт Фрейденберг.
Эмоциональное истощение, равнодушие ко всему на работе, опустошение, затихают собственные эмоции, ощущение вакуума. Профессиональные обязанности выполняются формально.
Вы перестаете общаться с коллегами и другими людьми на работе. Это - защитная реакция на эмоциональную перегрузку долгое время, что приводит к внутреннему раздражению, даже к вспышкам гнева.
Если завышены требования к сотруднику, это формирует чувство собственной некомпетентности и даже вины при малейших ошибках. И самовосприятие уходит далеко от нормы.
Термин «профессия помогающего» появился не так давно. Это веяние последнего времени. Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска.
В этом смысле показательна профессии учителя. Сегодня сохранение психического здоровья педагога – проблема дня. Требования к учителям с каждым годом меняются и растут. Современный педагог это не только хороший специалист и профессионал своего дела, он понимает своих учеников, легко контактирует с родителями и владеет компьютерной компетентностью. Учителя постоянно работают с документацией, электронной отчетностью и думают о рейтинге школы, о баллах, как бы «не завалить участок».
А кроме всего, успешный учитель (ведь неуспешные никому не нужны) должен производить впечатление уверенного, знающего, повышающего свой профессиональный уровень и идущего по карьерной лестниц, специалиста. И вот на поддержание такого образа нужны мощные внутренние ресурсы.
Конечно, у выгорания есть причины. И причин этой моральной усталости учителей может быть огромное количество. В первую очередь - индивидуальные факторы.
Возьмем молодых учителей. Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить у молодых педагогов. Объясняется это так:
- хотят все и сразу;
- недоверие родителей и коллег;
- несоответствие реалий и ожиданий;
- нехватка опыта общения с учениками;
- неумение расставлять приоритеты;
Причины выгорания на раз, два, три.
Раз. Молодежь в педагогике.
Молодые готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты, анализируя ошибки, они поздно понимают, почему дети их не слышат, пишут плохо работы, а опытные учителя продолжают критиковать. Молодые специалисты идут в школу, чтобы улучшить уровень будущих учеников. Работают сутками, общаются с детьми на равных, искренне верят, что сеют «разумное, вечное, доброе» ... Но потом, не получают отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка, и невнимание со стороны руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к разочарованиям.
Два. Семейное положение.
Существуют связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И ведь верно то, что именно, семья – это та «порция социального поглаживания», где тепло, уют, любят и ждут, та разрядка, которые так необходимы учителю.
Три. Личность учителя.
На стрессоустойчивость влияют: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Низкая самооценка ведет к «трудоголизму». То есть на желание стать «лучшим» человек может тратить все свои энергоресурсы.
Четыре. Внешние причины.
Временной дефицит, напряженный ритм работы, некомфортные условия работы: отсутствие кабинета, технического и материального оснащения, неэффективное руководств, постановка нечетких задач, критика, разобщенность коллектива, однообразие в служебных обязанностях.
Стадии эмоционального выгорания учителей
У учителей, как правило три стадии эмоционального выгорания:
1) сбои в выполнении задач, перескакивание с темы на тему, вопросы ученикам в хаотичном порядке, повышенный самоконтроль, страх ошибки на фоне эмоционального напряжения.
2) апатия: работа становится неинтересна, нет потребности в общении, ощущение хронической усталости, раздражительность и постоянное напряжение ведут к ухудшению физического здоровья.
3) потеря интереса не только к работе, но и к жизни, в таком состоянии возможно равнодушие даже к близким.
Что реально помогает?
Личное пространство.
Надо начать с организации рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, это надо решить с руководством.
Организация времени.
Всем нужны перерывы в течение учебного дня, а педагогу особенно. Это и общение с коллегами, дыхательная гимнастика, любимая музыка, журнал, вспомнить о приятных моментах.
Очень важны выходные дни, досуг, время на себя и для себя. Следует подумать о том, что приносит удовольствие, а что отвлекает.
Интеллектуальную нагрузку может менять физическая: занятия спортом или танцами.
Альтернативное мышление.
Это так сейчас модно. Не все учителя умеют подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Есть целые тренинги по развитию альтернативного мышления, они учат разрешать конфликтные ситуации и переоценивать ценностей. Лучше отказаться от привычного поведения и стереотипов мышления.
Конечно, в итоге каждый учитель находит для себя метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то остается и начинает все вновь, и, как ни странно, побеждает! А вам близка эта тема? Есть, что сказать на этот счет?