Найти тему
Пропиарю чётко

Факап Светы Умняховой

Игорь Логинов, автор статьи. Фото ПРОМСЛАВЛЬ-МЕДИА
Игорь Логинов, автор статьи. Фото ПРОМСЛАВЛЬ-МЕДИА

Чего изволите? Наш рэсторан работает для вас 24/7/365! Приготовим любое блюдо на выбор! Хотите логотип - айдентику нарисуем, хотите по бутикам вас сводим приоденем, а хотите - фотосессию будем постить в соцсетях по расписанию. Будут вам тренди look-и в Инстаграме, четкие видосы в сторис и Тик Токе, пара проплаченных статей в неизвестных СМИ и видеоблог в Ютубе. Можно и в энциклопедии "Легенда России"* (вымышленный пример) напечатать вас в развороте. Любой каприз за ваши деньги!

Подобные призывы разносятся изо всех щелей, со всех конференций и всевозможных онлайн-интенсивов как известных образовательных платформ, так и со страниц новоявленных продюсеров и экспертов.

Профессиональных экспертов в брендинге весь этот информационный "зашквар" уже давно перестал раздражать. Точнее, это был поочередно сменяющийся спектр различных эмоций. От шока до искреннего удивления, с перетеканием к истерическому хохоту, брезгливости и наконец - безразличию, и так по кругу, а потом вперемешку.

Андрей Миронов в роли Остапа Бендера, к/ф 12 стульев
Андрей Миронов в роли Остапа Бендера, к/ф 12 стульев

Спойлер. Эта статья не о том, что бездари и самозванцы лезут в невероятно сложные, профессиональные темы, а о том, что такое брендинг, зачем он вообще нужен и "почем драпчик".

Вообще вся эта история с "персональными имиджами" и "личными брендами" всегда лежала на поверхности, и было лишь вопросом времени - когда дешевизна информационных каналов сделает доступной для аферистов и недоучек тему личного пиара в качестве псевдо-предпринимательских манипуляций.

Что-то подобное я уже наблюдал в 1999 году, когда основал свою первую веб-студию комплексного интернет-маркетинга. Сначала в разработку сайтов и рекламных креативов приходили крутые дизайнеры и программисты, затем добавились копирайтеры и рекламисты. Все сплошь с образованием, они "переобувались" с традиционной рекламы в интернет-маркетинг легко и естественно, лишь настраивая свои профкомпетенции на новый лад.

Артемий Лебедев. Фото: Валерий Мельников/ РИА "Новости"
Артемий Лебедев. Фото: Валерий Мельников/ РИА "Новости"

Разработка сайтов стоила приличных денег с тех пор, как Артемий Лебедев сверстал своё первое портфолио из выдуманных клиентов и честно об этом прилюдно поведал. Чеки доходили до нескольких тысяч долларов за обычную интернет-витрину с корзиной заказа. А за странные мультяшные промо-сайты на флэше (продукт Macromedia Flash, больше не поддерживается современными браузерами) заказчики готовы были платить десятки тысяч долларов.

Тогда, в нулевых, и появилось всё то, чему сейчас учат образовательные платформы и инфоцыгане. И разработка сайтов, и SEO, и контекстная реклама, и копирайтинг, и продвижение в соцсетях. Ну и продвижение личных брендов, само собой. Всё было "на понтах", долго и дорого.

Веб-студии наглели, чеки росли, нефтедоллары растекались от Москвы до самых до окраин. Потом пришло 15 сентября 2008 года, и "бобик сдох". Клиенты массово банкротились, расходы на рекламу и маркетинг повсеместно "зарезали", а сотрудники в сфере интернет-маркетинга пошли по миру, попав "на долларовую ипотеку" и на необеспеченную задолженность по привилегированным банковским продуктам.

Трейдер Григорий Роув, Нью-Йоркская фондова биржа, 18 марта 2020 года (Фото Марк Леннихан)
Трейдер Григорий Роув, Нью-Йоркская фондова биржа, 18 марта 2020 года (Фото Марк Леннихан)

А затем в сериале "Российский интернет-маркетинг" на сцену выползли совершенно новые герои. Как варвары европейских племен свергли своих ненавистных зажравшихся господ-римлян, так студенты-первокурсники с полторашкой пива наперевес выжгли [кхер*м] всю эту "богемную дизайнерскую муть". Сайты сменились лэндосами, seo-шники "ушли в сумрак", воцарились Яндекс.Директ и Таргет. Студенты стали накачивать "собаками" (фейковые пользователи) паблики Вконтакте, а инфоцыгане заливать "до крови из глаз" соцсети своим непотребством.

Если вы всё же дочитали до этого места моё старпёрское занудство, знайте - это не было отступлением от темы статьи. Тут мы обнаруживаем невероятное сходство того времени с тем, что происходит сейчас, прямо перед нашим носом!

Так в чём сейчас главная проблема с персональными брендами? Да именно в том, что тут разговор о конкретных персонах и их образах в восприятии людей. Точнее, трагедия для этих "брендов" в том, что они доверяют своё самое ценное - жертвам инфобизнеса. Недоученным непрофессиональным проходимцам.

Факап Светы Умняховой, основан на реальных событиях.
Факап Светы Умняховой, основан на реальных событиях.

Вот есть к примеру, Света Умняхова - она владеет ногтевым сервисом на Патриарших, и хочет капитализировать свой личный бренд. Казалось бы - нет никаких проблем и быть не может. Света будет постить фоточки и видосики в Инсте, мастерить сторисы и делать эфиры из своего салона с собой любимой в главной роли.

У вышеупомянутой Светы есть к примеру, пока только одна проблема - она дура. Ну, гипотетически, ясно дело. И бизнес у нее пока прёт, а что ж не переть-то? Место ногтевого салона с трафиком из богемных Патриков, сидеть у пруда на траве опять же запретили. Куда этим дамам идти с горя? В ногтевой сервис. Но вот вещает Света Умняхова свою тупость мощным рупором в народ. Хэштэги невсебешные дичью ногтями выстукивает, говорит неграмотно. Пока молчала, прям красотка была. А вот говорить начала, ну как колхозница, которая "понаехала". Дура-не дура, а интуиция у Светы есть какая-никакая. Чувствует Света неладное. Ищет Света себе СММ-щицу. Ну, искать недолго - вон они, долбятся без конца в Директ эти СММ-щицы. К примеру, Наташа Семская.

Им прям не терпится увидеть новые посты Светы Умняховой...
Им прям не терпится увидеть новые посты Светы Умняховой...

Нарекает Света СММ-щицу Наташу светлой формулировкой Помощник Руководителя СММ-менеджер и теперь не сама транслирует свою тупость в массы, а вместо нее это делает Наташа за 35 тысяч рублей в месяц. Наташа стырила в инфосливах какой-то "продвинутый курс СММ №1", и получила именной сертификат "СММ-менеджер" на бесплатном интенсиве известной обучающей онлайн-платформы "ИНТЕГРА"* (вымышленный пример). Наташа не понимает бизнес-процессов, психологии потребления, основ имиджмейкерского сервиса и рекламной механики. Самой даже взаимосвязи БРЕНД-ОБРАЗ не понимает. Түшүнбөйт аднако.

С этого момента Света Умняхова просто осатанела. Прёт напролом, в кабинете Фейсбука настраивает ей рекламу Наташа на "похожие аудитории". Таргет Вконтакте насилует Наташа. В-общем, в разы увеличилась бадья [г*вна] и заливает Москву. Теперь Света не просто дура, а Дура Вкубе.

Клиентки смотрят и ржут. Сотрудницы в салоне шушукаются и хихикают. Муж отписался от Светы в соцсетях и ушёл из интернета. Бухать "с нормальными бабами". Света напряглась, но поздно спохватилась. Ей невдомёк, зачем НА САМОМ ДЕЛЕ персональный бренд. А Наташа и не знала вовсе, потому и спасти Свету некому.

Света, тебе конец...
Света, тебе конец...

Персональный бренд собственника бизнеса - это ценнейший нематериальный актив, он часто важнее торговой марки. Через свой профессионально выстроенный бренд собственник приводит к себе и удерживает лучшие профессиональные кадры на рынке, продвигает свой товар или услугу на рынке, привлекает в свой бизнес новых партнеров, дистрибьюторов, инвесторов, и надёжно сохраняет нажитые бизнес-активы. Персональный бренд - приносит деньги. Большие деньги. Здесь и сейчас, и в долгую тоже. Это стратегический актив. Лучшая инвестиция времени и средств предпринимателя.

Так. Должно. Быть.

Но не у Светы Умняховой. Которая уже незамужем. Красит ногти лучшим представительницам Кыргызской диаспоры. Уже не в Патриках. И эта история основана на реальных событиях (имена и локации изменены).

Чек на выходе:
- 140 000 рублей зарплата СММ-щицы (4 месяца);
- 100 000 рублей реклама в Инстаграм (2 месяца);
- 100 000 рублей реклама ВК (2 месяца);
===
ИТОГО: 340 000 рублей.
РЕЗУЛЬТАТ: потеря бизнеса, семейные проблемы.

Почему так произошло?
Был ли у Светы другой выбор?
Как именно муж Светы, Серж Умняхов мог без рукоприкладства объяснить Свете про то, что для адекватного бизнеса не бывает простых решений, дешевых услуг и инфантильного самолюбования на селфи с неясными целями?

Об этом мы никогда не узнаем.

Но, как вариант, Света могла бы спросить у взрослых-известных-успешных предпринимателей с "положительной кармой" о том, как именно строить/капитализировать Персональный Бренд, и стоит ли этим заниматься именно ей, именно с её интеллектуально-культурологическими личными особенностями.

Нужно слушать взрослых. Желательно опытных профессионалов.
Нужно слушать взрослых. Желательно опытных профессионалов.

Возможно, взрослые дядьки (или тётки) объяснили бы Свете, что сам для себя собственник Персональный Бренд не может выстроить, а для этого нужен профессионал бренд-менеджер с целой командой специалистов. Возможно, также они объяснили бы, что человеку в-принципе не дано адекватно увидеть, осознать и принять свой образ. Точно так же, как собственнику не дано трезво увидеть свой собственный бизнес. Свой бизнес осознать и трансформировать можно только помощью аудиторов, советников и внешних консультантов. Если бы Света на полуслове не сбежала горько плакать от обиды, взрослые также успели бы объяснить ей, что возможно, ей стоит повременить с публичностью и почитать всякое-умное.

А Серж Умняхов вряд ли смог бы что-то объяснить своей жене без рукоприкладства. Она и так достала своим салоном, Инстой и тупыми подругами.
Поэтому и не стал.

Финита ля комедиа.