Чего изволите? Наш рэсторан работает для вас 24/7/365! Приготовим любое блюдо на выбор! Хотите логотип - айдентику нарисуем, хотите по бутикам вас сводим приоденем, а хотите - фотосессию будем постить в соцсетях по расписанию. Будут вам тренди look-и в Инстаграме, четкие видосы в сторис и Тик Токе, пара проплаченных статей в неизвестных СМИ и видеоблог в Ютубе. Можно и в энциклопедии "Легенда России"* (вымышленный пример) напечатать вас в развороте. Любой каприз за ваши деньги!
Подобные призывы разносятся изо всех щелей, со всех конференций и всевозможных онлайн-интенсивов как известных образовательных платформ, так и со страниц новоявленных продюсеров и экспертов.
Профессиональных экспертов в брендинге весь этот информационный "зашквар" уже давно перестал раздражать. Точнее, это был поочередно сменяющийся спектр различных эмоций. От шока до искреннего удивления, с перетеканием к истерическому хохоту, брезгливости и наконец - безразличию, и так по кругу, а потом вперемешку.
Спойлер. Эта статья не о том, что бездари и самозванцы лезут в невероятно сложные, профессиональные темы, а о том, что такое брендинг, зачем он вообще нужен и "почем драпчик".
Вообще вся эта история с "персональными имиджами" и "личными брендами" всегда лежала на поверхности, и было лишь вопросом времени - когда дешевизна информационных каналов сделает доступной для аферистов и недоучек тему личного пиара в качестве псевдо-предпринимательских манипуляций.
Что-то подобное я уже наблюдал в 1999 году, когда основал свою первую веб-студию комплексного интернет-маркетинга. Сначала в разработку сайтов и рекламных креативов приходили крутые дизайнеры и программисты, затем добавились копирайтеры и рекламисты. Все сплошь с образованием, они "переобувались" с традиционной рекламы в интернет-маркетинг легко и естественно, лишь настраивая свои профкомпетенции на новый лад.
Разработка сайтов стоила приличных денег с тех пор, как Артемий Лебедев сверстал своё первое портфолио из выдуманных клиентов и честно об этом прилюдно поведал. Чеки доходили до нескольких тысяч долларов за обычную интернет-витрину с корзиной заказа. А за странные мультяшные промо-сайты на флэше (продукт Macromedia Flash, больше не поддерживается современными браузерами) заказчики готовы были платить десятки тысяч долларов.
Тогда, в нулевых, и появилось всё то, чему сейчас учат образовательные платформы и инфоцыгане. И разработка сайтов, и SEO, и контекстная реклама, и копирайтинг, и продвижение в соцсетях. Ну и продвижение личных брендов, само собой. Всё было "на понтах", долго и дорого.
Веб-студии наглели, чеки росли, нефтедоллары растекались от Москвы до самых до окраин. Потом пришло 15 сентября 2008 года, и "бобик сдох". Клиенты массово банкротились, расходы на рекламу и маркетинг повсеместно "зарезали", а сотрудники в сфере интернет-маркетинга пошли по миру, попав "на долларовую ипотеку" и на необеспеченную задолженность по привилегированным банковским продуктам.
А затем в сериале "Российский интернет-маркетинг" на сцену выползли совершенно новые герои. Как варвары европейских племен свергли своих ненавистных зажравшихся господ-римлян, так студенты-первокурсники с полторашкой пива наперевес выжгли [кхер*м] всю эту "богемную дизайнерскую муть". Сайты сменились лэндосами, seo-шники "ушли в сумрак", воцарились Яндекс.Директ и Таргет. Студенты стали накачивать "собаками" (фейковые пользователи) паблики Вконтакте, а инфоцыгане заливать "до крови из глаз" соцсети своим непотребством.
Если вы всё же дочитали до этого места моё старпёрское занудство, знайте - это не было отступлением от темы статьи. Тут мы обнаруживаем невероятное сходство того времени с тем, что происходит сейчас, прямо перед нашим носом!
Так в чём сейчас главная проблема с персональными брендами? Да именно в том, что тут разговор о конкретных персонах и их образах в восприятии людей. Точнее, трагедия для этих "брендов" в том, что они доверяют своё самое ценное - жертвам инфобизнеса. Недоученным непрофессиональным проходимцам.
Вот есть к примеру, Света Умняхова - она владеет ногтевым сервисом на Патриарших, и хочет капитализировать свой личный бренд. Казалось бы - нет никаких проблем и быть не может. Света будет постить фоточки и видосики в Инсте, мастерить сторисы и делать эфиры из своего салона с собой любимой в главной роли.
У вышеупомянутой Светы есть к примеру, пока только одна проблема - она дура. Ну, гипотетически, ясно дело. И бизнес у нее пока прёт, а что ж не переть-то? Место ногтевого салона с трафиком из богемных Патриков, сидеть у пруда на траве опять же запретили. Куда этим дамам идти с горя? В ногтевой сервис. Но вот вещает Света Умняхова свою тупость мощным рупором в народ. Хэштэги невсебешные дичью ногтями выстукивает, говорит неграмотно. Пока молчала, прям красотка была. А вот говорить начала, ну как колхозница, которая "понаехала". Дура-не дура, а интуиция у Светы есть какая-никакая. Чувствует Света неладное. Ищет Света себе СММ-щицу. Ну, искать недолго - вон они, долбятся без конца в Директ эти СММ-щицы. К примеру, Наташа Семская.
Нарекает Света СММ-щицу Наташу светлой формулировкой Помощник Руководителя СММ-менеджер и теперь не сама транслирует свою тупость в массы, а вместо нее это делает Наташа за 35 тысяч рублей в месяц. Наташа стырила в инфосливах какой-то "продвинутый курс СММ №1", и получила именной сертификат "СММ-менеджер" на бесплатном интенсиве известной обучающей онлайн-платформы "ИНТЕГРА"* (вымышленный пример). Наташа не понимает бизнес-процессов, психологии потребления, основ имиджмейкерского сервиса и рекламной механики. Самой даже взаимосвязи БРЕНД-ОБРАЗ не понимает. Түшүнбөйт аднако.
С этого момента Света Умняхова просто осатанела. Прёт напролом, в кабинете Фейсбука настраивает ей рекламу Наташа на "похожие аудитории". Таргет Вконтакте насилует Наташа. В-общем, в разы увеличилась бадья [г*вна] и заливает Москву. Теперь Света не просто дура, а Дура Вкубе.
Клиентки смотрят и ржут. Сотрудницы в салоне шушукаются и хихикают. Муж отписался от Светы в соцсетях и ушёл из интернета. Бухать "с нормальными бабами". Света напряглась, но поздно спохватилась. Ей невдомёк, зачем НА САМОМ ДЕЛЕ персональный бренд. А Наташа и не знала вовсе, потому и спасти Свету некому.
Персональный бренд собственника бизнеса - это ценнейший нематериальный актив, он часто важнее торговой марки. Через свой профессионально выстроенный бренд собственник приводит к себе и удерживает лучшие профессиональные кадры на рынке, продвигает свой товар или услугу на рынке, привлекает в свой бизнес новых партнеров, дистрибьюторов, инвесторов, и надёжно сохраняет нажитые бизнес-активы. Персональный бренд - приносит деньги. Большие деньги. Здесь и сейчас, и в долгую тоже. Это стратегический актив. Лучшая инвестиция времени и средств предпринимателя.
Так. Должно. Быть.
Но не у Светы Умняховой. Которая уже незамужем. Красит ногти лучшим представительницам Кыргызской диаспоры. Уже не в Патриках. И эта история основана на реальных событиях (имена и локации изменены).
Чек на выходе:
- 140 000 рублей зарплата СММ-щицы (4 месяца);
- 100 000 рублей реклама в Инстаграм (2 месяца);
- 100 000 рублей реклама ВК (2 месяца);
===
ИТОГО: 340 000 рублей.
РЕЗУЛЬТАТ: потеря бизнеса, семейные проблемы.
Почему так произошло?
Был ли у Светы другой выбор?
Как именно муж Светы, Серж Умняхов мог без рукоприкладства объяснить Свете про то, что для адекватного бизнеса не бывает простых решений, дешевых услуг и инфантильного самолюбования на селфи с неясными целями?
Об этом мы никогда не узнаем.
Но, как вариант, Света могла бы спросить у взрослых-известных-успешных предпринимателей с "положительной кармой" о том, как именно строить/капитализировать Персональный Бренд, и стоит ли этим заниматься именно ей, именно с её интеллектуально-культурологическими личными особенностями.
Возможно, взрослые дядьки (или тётки) объяснили бы Свете, что сам для себя собственник Персональный Бренд не может выстроить, а для этого нужен профессионал бренд-менеджер с целой командой специалистов. Возможно, также они объяснили бы, что человеку в-принципе не дано адекватно увидеть, осознать и принять свой образ. Точно так же, как собственнику не дано трезво увидеть свой собственный бизнес. Свой бизнес осознать и трансформировать можно только помощью аудиторов, советников и внешних консультантов. Если бы Света на полуслове не сбежала горько плакать от обиды, взрослые также успели бы объяснить ей, что возможно, ей стоит повременить с публичностью и почитать всякое-умное.
А Серж Умняхов вряд ли смог бы что-то объяснить своей жене без рукоприкладства. Она и так достала своим салоном, Инстой и тупыми подругами.
Поэтому и не стал.
Финита ля комедиа.