Слова Марии Голубкиной о Табакове заставили меня задуматься о гениальных актерах и их ролях. Странно сравнивать актера с физиком. «Никакой он не великий актёр. Гением я считаю… Эйнштейна…» Если утверждать, что физики могут быть гениальными, а актеры нет, то в гр@бу пeрeвeрнутся и Софокл, и Шекспир, и Мольер, и целая армия лицедеев, и Станиславский, и все покойные актеры. А живые вздрогнут и перекрестятся.
Здравствуйте, друзья! Меня зовут Марина. Поговорим по душам?
Гениальность встречается очень редко. Это – высочайшая и редчайшая степень способностей, граничащая с безумием. Великим безумием. Она сродни уродству. Быть гениальным ненормально, неестественно и неудобно.
Нет такого официального звания – гений. Гениальность нельзя измерить как рост и вес. Иногда она становится очевидной спустя столетия, а иногда при жизни гения. Гениальность мыслителей определяется интеллектуально – постижением глубины и мощи их идей. А гениальность художников (в широком смысле) – сенсуально – ощущением силы воздействия их искусства на нас.
Многие из нас когда-то пережили сильнейшее потрясение от актерской игры. Те, кто видели игру Смоктуновского и Раневской, знают, КАК можно быть гениальным, КАКИМ гениальным может быть актер.
Встреча с гениями – это когда давно уже идут титры, а зрители сидят. Когда аплодируют в кинотеатре, где нет актеров. Когда рыдают партнеры на сцене. Когда увиденное становится огромным событием в жизни, никак не связанной с трагедиями в датском королевстве или с бедой разлучаемых детьми старичков-американцев..
Разве не был гением Чаплин? Его Чарли сначала был простоват. Зрители смеялись над тем, что он споткнулся или сел мимо стула. Но образ рос и усложнялся, становился все печальнее и добрее. Чаплин горой встал за маленького человека. Он давал надежду всем униженным и оскорбленным. Его боготворили.
Жерар Филип захотел быть пoхoрoненным в костюме Сида, а Высоцкого положили в грoб в черном свитере Гамлета. Эти роли стали достоянием наций, потрясением, культурным кодом, посланием и заветом: «Живые борются». И это гениально.
Я была совсем маленькой девочкой, когда мне показали в записи «Бориса Годунова». Там Юродивого пел Козловский. Я до сих пор помню, как я похолодела, когда услышала: «Нельзя молиться за царя Ирoда. Богородица не велит». Это пел гений.
А когда я увидела «Ностальгию» Тарковского, я не могла понять, как Янковский сыграл сцену, где он рассказывает анекдот. Одна знакомая театралка сказала мне: «Тарковский просто напoил его». Но потом я общалась на кинофесте с членами съемочной группы, и мне сказали, что нет, не напoил. Янковский сыграл. Как?
А какие актеры у Бергмана, Феллини, Куросавы, Висконти, Брессона. Старики МХАТа и звезды старого Голливуда, символы французской новой волны…
И разве не гением был Аркадий Райкин? Сейчас, конечно, эпоха ушла, мелкие подробности не всегда понятны. Но это же человек-театр. Над «Великой силой искусства» можно обхохотаться и обрыдаться одновременно.
Мы не знаем, как звали первого гениального актера. Но нам очень повезло быть современниками гениальных актеров и режиссеров. Не верьте никому, кто скажет, что актеры могут только «кривл@ться» и торговать своим даром. Это, к счастью, не так.
А каких актеров вы, дорогие друзья, считаете гениальными? Расскажите о ваших потрясениях.
©Автор: Марина Исаева (Rimina)
Копирование текста только с письменного разрешения автора.
Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь в соцсетях с друзьями и подписывайтесь.
До новых встреч, друзья! Всем здоровья и удач!