402 подписчика

Инструкция по шагам: как собрать онлайн-урок в конструкторах Genially, WordWall, LearningApps

451 прочитал
Материал, влезший в курс, — это что-то вроде аномалии в преподавательской практике. Всегда есть что-то — не успелось за занятия, а так жаль, такая полезная информация...

Материал, влезший в курс, — это что-то вроде аномалии в преподавательской практике. Всегда есть что-то — не успелось за занятия, а так жаль, такая полезная информация...

Можно, конечно, швырнуться в учеников списком ссылок и понадеяться, что кто-то что-то прочтет и какая-то польза дойдет до адресатов.

Или можно взять Genially, WordWall, LearningApps, смешать, добавить по вкусу картинок из фотостоков вроде Pixabay — и вуаля! Урок упакован, отсылаем студентам. Все восхитительны.

Именно так представляю себя, когда готовлю цифровой контент.
Именно так представляю себя, когда готовлю цифровой контент.

Теперь давайте по шагам пройдем путь от "кучи текста и ссылок" к "упакованный-организованный онлайн-урок".

Шаг 1. Готовим платформу для "посадки" урока

Как фанат красивой упаковки, я использую Genially. Когда-то конструктор презентаций и инфографик, сейчас он разросся до полноценной платформы для визуального дизайна. В нем есть 8 типов разных шаблонов: для презентаций, для инфографик, для геймифицированных штук, для интерактивных изображений, для видео, для гайдов, для обучающих юнитов и для всего остального в куче.

Именно на основе шаблона презентации в Genially предлагаю сделать урок. Пункты за эту идею:

  • Презентацию можно будет опубликовать в интернете и ученики будут листать слайды как странички в книге или на сайте.
  • В функционале Genially — множество интерактивных элементов. Значит, слайды можно сделать интереснее и заковыристее, чем просто "текст и картинка".
  • В этом конструкторе можно спокойно встраивать цифровые элементы с других платформ. Это нам понадобится, когда будем добавлять задания.

Можно взять любой понравившийся шаблон или использовать специально созданные для обучения. Смотрим разделах Presentation и Training Materials:

Шаг 2. Подготавливаем материал для изучения

Весь имеющийся материал, который студенты и ученики будут осваивать вместо слушания лекции, нужно разрезать на маленькие кусочки и уложить в форматы. О чём здесь нужно помнить:

  • Готовьте небольшие тексты для чтения. Помним: больше двух слайдов со сплошными текстами = потеря интереса на третьем.
  • Важные схемы и иллюстрации выносите на отдельные странички и сопровождаются комментариями.
  • Используйте возможности шаблонов: выносите цитаты в отдельные слайды, используйте видео- и аудио-вставки.
Кнопочки с символом ручки - это интерактив. Жмак — и вываливается описание, аудио или видео. И не надо никуда по ссылкам переходить, всё в одном окне.
Кнопочки с символом ручки - это интерактив. Жмак — и вываливается описание, аудио или видео. И не надо никуда по ссылкам переходить, всё в одном окне.
  • Кегль для заголовков не менее 30 пунктов, для текста — не менее 24. Давайте тексту "дышать": делайте интервалы между строками, оставляем пустые поля на слайде.
  • Не забудьте о слайде с источниками и рабочими ссылками. А вдруг кто из учеников захочет прочитать информацию в полном объеме оригинала?
Материал, влезший в курс, — это что-то вроде аномалии в преподавательской практике. Всегда есть что-то — не успелось за занятия, а так жаль, такая полезная информация...-4

Шаг 3. Готовим задания в конструкторах

Встраиваемых конструкторов прибавляется каждый день, но я всё ещё сижу на игле WordWall и LearningApps. Они проверены, в обоих есть большая библиотека конструкторов, интерфейс интуитивно понятный.

Если можно не читать инструкции, я не буду их читать. Да здравствует метод великого тыка! 👆
Когда готовишь задания в конструкторах за 5 минут.
Когда готовишь задания в конструкторах за 5 минут.

Сколько заданий может быть в одном уроке? Можно ставить закрепляющие неоценивающие заданий в один-два вопроса после каждого теоретического блока. Они не должны быть длинными и хитрыми: их цель — помочь применить только что прочитанное в мини-практике.

Сюда же, после теории, можно выкидывать формальные вопросы на запоминалку: факты, цифры, определения.

Пробежимся по упаковке заданий:

  • Делайте каждое задание на 5 минут максимум. Даже если их будет больше в количестве, но они будут на один-два вопроса или на распределение 10 карточек вместо 20. Сделать упражнение, сразу получить результат и удовольствие от сделанного — это лучший вариант для подкрепляющей мотивационной системы. Мозг будет доволен даже маленьким достижениям.
  • Используйте картинки для иллюстраций там, где они реально помогают выполнению задания. В остальных случаях они будут отвлекать.
  • Уделите время подготовке инструкций и подсказок. Когда студенты и ученики будут проходить ваш урок, у них не будет возможности спросить вас. Поэтому надо оставить им максимальное количество объяснений, как и что делать.
В частности обратите внимание на ориентацию ученика в виртуальном пространстве. Вы можете прописать прямо "В левом углу есть кнопка..., если ты нажмешь её, то..."
Если, конечно, в ваши цели не входит латентное воспитание самостоятельности и выживания.
  • Выбирая шаблон, проверяйте: рассчитан он на самостоятельное выполнение или на командное. В некоторых есть функции соревнования с системой. Но это неточно.
  • Ограничьте разнообразие заданий на один урок. Освоение нового упражнения тоже требует энергозатрат, а вам важнее содержание, чем форма. Можно обойтись 3-4 форматами в урок.

После упаковки задания каждый конструктор предложит вам опубликовать его. Не бойтесь, это формальный шаг для запуска работы задания: только после публикации вы сможете встроить задание в презентацию своего урока.

<О конструкторах онлайн-заданий я уже писала небольшой обзор, в том числе ворча на формальное тестирование. Читайте в статье "Как онлайн-конструкторы помогают создавать интерактивные задания и почему формальные тесты - зло">

Шаг 4. Встраиваем материал и задания в шаблон урока

Теоретический материал готов, задания готовы — пора их смешать и уложить в единую формочку.

После публикации упражнения на платформах LearningApps или WordWall вы увидите коды для встраивания на другой сайт (в нашем случае — в презентацию-урок).

Как это выглядит на LearningApps:

LearningApps: копируем весь код из строки "Встроить"
LearningApps: копируем весь код из строки "Встроить"

Как это выглядит на WordWall:

WordWall: под готовым заданием нажимаем "Внедрить", выходим в такое окошко и копируем html-код. Важно! Скопируется именно тот шаблон, который вы выбрали последним для задания.
WordWall: под готовым заданием нажимаем "Внедрить", выходим в такое окошко и копируем html-код. Важно! Скопируется именно тот шаблон, который вы выбрали последним для задания.

Далее скопированный код надо вставить в презентацию Genially: для этого в левом меню надо выбрать раздел Insert (смотрите иллюстрацию ниже). Во время просмотра презентации все функции упражнений будут доступны в полном объеме. И так же функции будут меняться, если вы что-то измените в основном конструкторе заданий, откуда скопировали html-код.

Вставленное упражнение при просмотре презентации будет тыкаться и работать без проблем. Растянуть поле упражнения тоже можно, содержание не пострадает.
Вставленное упражнение при просмотре презентации будет тыкаться и работать без проблем. Растянуть поле упражнения тоже можно, содержание не пострадает.

Шаг 5. Добавляем инструкции между элементами урока

Теперь урок выглядит как мешанина из слайдов с информацией на изучение и слайдов с заданиями. Можно оставить и так, если вы уверены, что интуитивно ваши ученики разберутся, что и где делать.

Или же вы готовите слайды-маркеры. Они функциональны и выполняют роль переключателя для мозга. На этих слайдах вы пишите указания, вставляете кнопки и стрелочки-галочки.

Вдох-выдох - и успели подготовиться к началу занятия.
Вдох-выдох - и успели подготовиться к началу занятия.
Переключаем внимание: теперь не загрузка информации, а выгрузка из мозга.
Переключаем внимание: теперь не загрузка информации, а выгрузка из мозга.

Почему все эти маркеры не следует втискивать на слайды с самой инфой или заданиями? Перегрузка внимания. Чем проще и чище страницы с содержанием, тем легче и яснее они воспринимаются. Слайд не должен напоминать старую доску с объявлениями: куча слов, углы торчат друг из-под друга и цвета вызывают рябь.

Пример неудачной упаковки. Заголовок, инструкция и само упражнение спокойненько разрезаются на три отдельных слайда. И при каждом перекликивании информация поступает маленькими дозами и ровно укладывается в голове.
Пример неудачной упаковки. Заголовок, инструкция и само упражнение спокойненько разрезаются на три отдельных слайда. И при каждом перекликивании информация поступает маленькими дозами и ровно укладывается в голове.

Шаг последний. Отсылаем, хвалим себя и...

Собираем после всего обратную связь. Форму для неё можно встроить на последний слайд урока или же отослать классу или группе отдельной ссылкой.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Также на канале "Преподавай Онлайн":

"Поговори со мной!": как создать диалоговый тренажер в конструкторе OnlineTestPad

Легкий чек-лист в картинках "Как создать учебный тест в Google-формах"

Материал, влезший в курс, — это что-то вроде аномалии в преподавательской практике. Всегда есть что-то — не успелось за занятия, а так жаль, такая полезная информация...-12