Найти в Дзене
Половинка Луны

С Дворцом Топкапы ругается соседний музей

В Турции разгорается серьёзный скандал - ругаются два знаменитых музея - Дворец Топкапы и группа трёх археологических музеев Стамбула. Я слежу за ситуацией и рассказываю читателям, в чём суть.

1. Оба музейных комплекса - части бывшей султанской резиденции, Нового Дворца, который мы сегодня называем Топкапы.

По сути, это единое целое:

Даже после обретения музейного статуса у зданий не было точного "распределения ролей" - так Изразцовый Павильон сначала (1885г.) использовался как зал для археологических артефактов, с 1939 по 1953гг. он был закрыт, затем там была экспозиция, посвящённая Мехмеду Завоевателю. С1981 года павильон снова стал частью Археологических музеев Стамбула (сегодня там выставляется турецкая керамика).

4-я часть путеводителя по Топкапы 1980 года, Изразцовый павильон ещё часть Музея Топкапы
4-я часть путеводителя по Топкапы 1980 года, Изразцовый павильон ещё часть Музея Топкапы

2. Это не просто разделение на два музея: сейчас они принадлежат разным ведомствам.

Группа из трёх археологических музеев - Министерству Культуры и Туризма (подчиняются министру), Топкапы - Управлению Национальных Дворцов (подчиняются напрямую Президенту).

Главное здание группы стамбульских археологических музеев
Главное здание группы стамбульских археологических музеев

Вы сами догадаетесь, какой из музеев в большем приоритете.

3. В 2013 году у Археологических Музеев отобрали бывшее здание монетного двора. И отдали его Топкапы

Вход в монетный двор. Закрыт не только для туристов, но и для сотрудников министерства культуры и туризма
Вход в монетный двор. Закрыт не только для туристов, но и для сотрудников министерства культуры и туризма

После этого "археологам" стало не хватать складских и хозяйственных помещений, ведь коллекция оценивается в Миллион экспонатов (и всё ещё пополняется). Говорят, что их часть так и осталась запертой, а сотрудников министерства культуры туда не пускают.

4. Подобрались к сути скандала. Археологическому музею было предложено перевезти часть фондов в...бывший аэропорт Ататюрк

С аэропортом - ещё та головная боль. Я так и не уловила чётких планов по его перепрофилированию. Во время пандемии там устроили ковидарий. А теперь, выходит, повезут всё археологическое добро.

Сотрудники, мягко говоря, не в восторге, вот причины:

  1. Это далеко (около часа на общественном транспорте);
  2. При таком переезде не обойдется без потерь;
  3. Зачем переезжать, когда можно отдать обратно здание Монетного Двора;
  4. Переезд разрушит целостность музея. Ссылаются на мировой опыт, когда для расширения музеев выкупают близлежащие здания, за любую цену.

Скажу честно, мне проблема кажется несколько надуманной.

Турки ссылаются на мировой опыт, когда музеи не делятся. Но это не так. Например, реставрационно-хранительский центр Эрмитаж Старая деревня находится в тех же 45-60 минутах от Зимнего Дворца, Третьяковка разделена на два корпуса.

Турция богатейшая на историческое прошлое страна, новые артефакты прибывают и прибывают. А показывать их уже просто негде. Я писала большую статью о реконструкции главного здания Группы Археологичских Музеев Стамбула, её цель не в том, чтобы увеличить количество экспонируемого, она совсем про другое: это качественная переделка, с помощью которой старые экспонаты заиграют новыми красками - переделывают освещение, антураж, визуальную составляющую, делают упор на взаимодействие и интерактивность.

А вот артефакты из запасников так и останутся там, если не открыть новый филиал. У меня было ощущение какой-то небрежности, когда я видела на территории музеев греческие и византийские колонны под открытым небом.

Археологический кот. Вообще, я так и не определилась в своем отношении к разбросанным артефактам во дворе археологических музеев Стамбула...так в них гораздо больше жизни, чем когда они в зале.
Археологический кот. Вообще, я так и не определилась в своем отношении к разбросанным артефактам во дворе археологических музеев Стамбула...так в них гораздо больше жизни, чем когда они в зале.

А что до переезда...каждое такое событие означает инвентаризацию ценностей. Может быть, дело ещё и в этом?

Про историю и мифы вокруг изразцового павильона можно почитать здесь