Кадровик, кадровичка– слова из советского лексикона. Советское время было золотым веком кадровиков. При том, что с 1930 по 1990 гг официально безработицы в стране не существовало, отделы кадров имелись в каждой организации. Специалисты этих отделовзаполняли трудовые книжки, вели личные дела работников предприятий,готовили документы для повышений, награждений, взысканий, контролировали ситуацию сохранойтруда и соблюдениемтрудового законодательства. Представляете, сколько людей было занято таким не слишком производительным трудом?
Праздник в нашей стране профессиональный, но неофициальный. Отмечается с 2005 года. Инициатива исходила от Всероссийского кадрового конгресса. 24 мая – дата значимая и выбрана неслучайно. В России именно в этот день, в 1835 году появилось постановление «Об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму». Этот документ стал первым среди тех, которые далее, с течением времени, нормировали взаимоотношения работодателя и сотрудника.
Впрочем, задачу набора высококвалифицированного персонала в государственных масштабах начали решать еще при Петре I. Выбирали и выписывали специалистов из Европы, что было сложно и дорого. «Варяги» нередко стремились получать деньги просто так — не слишком или совсем не утруждаясь на русской службе. Это хорошо показано в фильме «Россия молодая» по роману Ю.Германа. Однако на раннем этапе развития империи найм иностранных «консультантов» был неизбежным (к слову, ситуация повторилась потом в 1990-е годы, да и до сих пор кое-где в РФ на хлебных должностях работают — или делают вид, что работают — граждане других государств).
«Набирать по объявлению» в газетах начали в XIX веке. Специальной должности для подбора и отсева кандидатов тогда не было, этим занимались секретари и делопроизводители. Первые биржи труда в России также возникли в XIX столетии: кулаки нанимали с помощью бирж батраков и других работников. Естественно, ни об охране труда, ни о кадровом учете тогда речь не шла. Первую попытку организовать борьбу с безработицей посредством биржи труда сделало Временное правительство за два месяца до октябрьского переворота1917 года. В следующем 1918 году уже Советское правительство создало Всероссийский центр бирж труда, который должен был решать вопрос занятости централизованно.
С 1991 года и фактически до сего времени вопрос занятости государством был пущен на самотек. Хотя в России, конечно же, есть Служба занятости, в которой не покладая рук трудятся тысячи и тысячи чиновников. Результат их деятельности выглядит вроде бы здорово: если верить статистике, в России почти нет безработицы. Но объясняется это скорее иной причиной: просто мало кому удается зарегистрироваться в качестве безработного из-за многочисленных ограничений, да и смысла в этом особого нет: микроскопическое пособие едва покрывает транспортные расходы безработного, обязанного «ездить по адресам». Вакансии, публикуемые центрами занятости, как правило, подразумевают низкооплачиваемую работу и малопривлекательны для квалифицированного работника. Хотя статистика похожа на вполне сносную, расплачиваться за это мнимое благополучие россиянам приходится в том числе и повышением пенсионного возраста: в 1990-е и 2000-е годы частные фирмы принимали на работу без оформления и платили зарплату «в конверте», выплачивая минимальные социальные налоги.
Вместе с тем, существуют частные рекрутинговые агентства, которые более или менее успешно решают кадровый вопрос, подбирая для коммерческих организаций необходимый персонал. А многие компании содержат «эйчаров» (от английской аббревиатуры HR - Human resources, человеческие ресурсы) в штате. Это удобнее и дешевле, чем платить кадровым агентствам, но, с другой стороны, наличие штатного эйчара свидетельствует о системной текучке кадров на предприятии. Наконец, есть и довольно значительное число фирм, которые не хотят платить ни штатным, ни внештатным эйчарам, сваливая обязанности рекрутера на помощника руководителя или даже на бухгалтера.
Чиновники не оставляют попыток взять под государственный контроль ситуацию с занятостью. Периодически мы слышим об инициативах из области модной нынче «цифровизации»: то россиянам обещают совсем отменить трудовые книжки, то сделать их электронными, то создать всероссийскую электронную биржу труда, а всем работодателям с численностью работников 25 человек вменить в обязанность подавать туда информацию о вакансиях. Насколько эффективны и жизнеспособны инициативы государевых мужей, можно судить по тому факту, что сервис Госуслуги делается уже десять лет, но до сих пор не заработал как следует (и так, как было изначально задумано). Чаще всего подобные инициативы чиновников и депутатов остаются декларациями о намерениях.
Пандемия COVID-19 показала: уважающие себя cпециалисты предпочитают фриланс, а продвинутые предприниматели выбирают аутсорсинг.
Да-да, аутсорсинг услуг для бизнеса добрался и до кадрового учета. Кадровик на аутсорсе — мечта любого здравомыслящего предпринимателя. Профессиональные кадровики в наши дни вполне способны полноценно заменить собой частные HR-агентства и штатные отделы кадров:
- удаленно формируют штат, подбирая работников в соцсетях и на сайтах рекрутинговых агентств
- занимаются тимбилдингом — формируют сплоченную команду, помогая спецам выстраивать взаимоотношения
- разрабатывают системы мотивации для удержания сотрудников, включая нематериальные формы вознаграждения
- помогают владельцам фирмы определять эффективность работы всей команды и отдельных сотрудников (KPI)
- организуют обучение и повышение квалификации