Оставшийся в людской памяти воплощением искусного любовника, он преуспел и на финансовом поприще.
История Казановы во многом мифологизирована, прежде всего – им самим, любившим мистификации и манипуляции. В частности, в веках он остался как блистательный обольститель, чьим объектом желания стали едва ли не тысячи женщин. Тогда как в собственноручно составленном списке Джакомо - 122 женщины за 39 лет, три женщины в год. В те времена такие списки были обязаны вести светские щёголи и известны гораздо более успешные, чем Казанова, обольстители.
Впрочем, одной из сторон его деятельности была покупка понравившихся девиц, обучение их любовным премудростям и этикету, с последующей переуступкой за существенную сумму богатым и высокопоставленным. Впрочем, в XVIII веке во Франции, которую король Людовик XVпревратил в один большой гарем, такое поведение не было чем-то из ряда вон выходящим.
Гослотерея
А вот деятельность Казановы – финансиста практически неизвестна. Возможно, она не столь пикантна, как его деяния на любовном фронте, но для нас она как раз наиболее интересна.
Французские короли постоянно испытывали потребность в деньгах на те или иные нужды, которые даже могли быть связаны с государственными потребностями. Не стал исключением и Людовик XV и помог решить проблему именно Джакомо Казанова. К слову, он самому прусскому повелителю Фридриху Великому объяснял, что такое налоги и как устроено налогообложение.
Так вот, в Париже Казанова оказался в январе 1757 года, где свёл близкое знакомство с главой МИДа Франсуа де Берни, от которого и узнал о финансовой кручине короля. Казанова предлагает провести национальную королевскую лотерею и становится представителем Людовика XV. Лотерея стартовала в 1758 году. Она была организована по принципу «генуэзского лото» на 90 номеров. Покупатели получают уверения о том, что выигрыши будут оплачены в течение суток после предъявления билета. В первый же день контора Казановы выручила 40 тысяч франков, выплатив на выигрыши порядка 18 тысяч. Общая привлечённая лотереей сумма – 2 млн франков при чистом доходе в 0,6 млн.
Это был ошеломляющий успех!
Гособлигации
Понятно, что французский король не захотел отпускать из орбиты своего влияния столь талантливого финансового управленца и Казанове поручают размещение французских гособлигаций в Амстердаме – тогдашней финансовой столице мира. В Европе уже два года идёт Семилетняя война и Франция остро нуждается в финансах. Джакомо отлично справляется с задачей, размещая французские облигации с премией инвестору всего в 8%, что дало приток денег в казну, но не сильно увеличило внешний долг Франции.
За успехи с облигациями и стремясь «заякорить» Казанову, французский Кабмин предлагает венецианцу высокую должность в Минфине, французское гражданство и пенсию по достижению старости. Казанова предпочёл свободное предпринимательство, организовав шёлковую мануфактуру, в которую инвестировал комиссионные за размещение облигаций. Бизнесменом Казанова оказался никудышным, ему претил регулярный менеджмент и занятие хозяйственными делами, в итоге он прогорел и вернулся на стезю международного авантюриста и ловеласа.
Константин Барановский