Представляете, бывает и такое, и нередко. В моей группе была чудесная девочка, первое время говорившая исключительно на родном языке. Родители работали в России, знали язык прекрасно - мама девочки преподавала математику в ВУЗе, не чувствовалось даже акцента, папа речью владел тоже очень грамотно. А вот девочка самое раннее детство провела с бабушкой, на родине, и по-русски не могла сказать ни слова.
Родители, видимо, не имели возможности сделать перерыв в работе и забрать девочку к себе, пока не появилась путевка в детский сад. И с первого же дня оставили ее на всю мою смену - 12 часов. С 7 утра до 19, в чужой языковой среде, в новом коллективе. Как она плакала… С большим трудом удавалось ненадолго успокоить бедняжку.
Девочка оказалась очень общительной и веселой, уже через три дня она с удовольствием играла с детьми, старалась отвечать на вопросы и участвовала во всех общих играх. Понимание, правда, шло с переменным успехом. Повторяем цвета, показываю ей зелёную карточку:
- какой это цвет?
- Канась!
И зависаю: «что она сказала?это правильно или нет?».
Тем не менее, хватило пары недель, чтобы девочка заговорила на русском языке. Дети очень быстро адаптируются, но эта звездочка меня просто поразила - к Новому Году мы уже учили стихи, и она с огромным удовольствием выступила на утреннике. И в дальнейшем выступала на всех праздниках, речь четкая и понятная, звонкая и выразительная. В подготовительной группе именно эта девочка поехала от нашего сада на городской конкурс чтецов.
Этой девочке очень повезло - благодаря своему бойкому характеру и общительности она освоилась очень быстро. Бывают случаи, когда ребёнок, попавший в чуждую ему языковую среду, просто замолкает. Иногда даже на несколько месяцев. Адаптация в таком случае может быть очень долгой и тяжелой, ведь на чужом языке ребёнку невозможно даже объяснить свои физиологические потребности. Он, может, свой язык ещё толком не освоил, а тут новые испытания. Все мы старались помочь нашей иностранке привыкнуть к режиму и новой среде обитания. В таком же повышенном на первых порах внимании нуждаются все дети, попавшие в чуждую обстановку - и в саду, и в школе.
Как вы относитесь к детям-иностранцам в круге общения своего ребёнка? Сейчас времена настолько мультикультурные, что многоязычная среда везде - и в садах, и в школах, и на улице. Акция вы строите отношения с представителями другой культуры?