Лампочка – свет и идея!
Эти люди обаятельны, легки, веселы, общительны, талантливы.
Душа компании - кто они? Есть среди них и великолепный актер и блистательный адвокат, и неунывающая домохозяйка - мать пятерых детей, и профессор (черт его знает какой науки, собирающий толпы слушателей у себя на кафедре), а может быть простой сисадмин, который работает на полставки и разбирается в душах офисных клерков лучше, чем в компьютерах? Этот человек подбодрит, поможет, его речи захватывающе энергичны (пусть и не всегда понятны), кажется, он никогда не спит, не грустит, не отдыхает и не… утомляется.
Напористая речь, скачущие мысли - находка для шпиона или все-таки - цирка? Быть всегда и везде: первым, веселым, для всех хорошим…
Узнали себя? Как бы то ни было, хочу сказать, что я люблю вас – дорогие мои «лампочки»! И по иронии судьбы – я со своей внутренней организацией гораздо ближе к Вам, чем может показаться снаружи.
А что же лежит на душе и скрывается за душой компании?
Как говорится в одном бородатом анекдоте, выходить замуж нужно ни за душу компании, а за того парня, который следит, чтобы душа компании целым и невредимым добрался до дома.
Готовы послушать?
Иногда непонятная забывчивость, рассеянность или даже циклические эпизоды бодрости и упадка духом, раздражительность, перепады настроения (иногда с амплитудой в несколько месяцев или даже лет).
Кто-то считает их великолепными и отзывчивыми, а кто-то видит неблагодарными и ветреными.
Для кого-то они искрометны и общительны, для других - пусты, болтливы и необязательны.
Одни отмечают талант, гениальность и богатое воображение, другие – лицемерие и лживость.
Иногда «лампочки» бывают склонны к зависимостям (оральный тип): алкоголю, перееданию, курению.
Не исключено, что они несколько раз за жизнь кардинально меняли место жительства и круг друзей.
Ахиллесова пята «лампочек» - бегство из близких, по-настоящему близких отношений.
Среди них есть и искренние (убежденные) холостяки и «в пятый раз разведенки», и «отменные семьянины», живущие «для прикрытия» с нелюбимым человеком (в гротеске это выглядит как женатый на «слепой» флористке герой Ришара из комедии «Укол зонтиком»), сбежавшие невесты, пропавшие женихи и мужья, «случайно» собравшиеся сразу после свадьбы в длительную командировку в Африку… Как бы то ни было, но все эти убеждения и жизненные кульбиты служат единственной неосознаваемой цели - «не влюбляться и не сближаться» вкупе с патологической тягой к этой самой «любви».
Необъяснимая и необъятная тревога охватывает этих людей в момент, когда «счастье было уже так близко», и заставляет бежать. Бежать далеко и быстро, без оглядки, чтобы случайно не остаться и не вернуться. Либо они каким-то непонятным и даже магическим образом умудряются испортить отношения с партнером как раз «накануне свадьбы», добиваясь того, чтобы последний вынужден был сам прервать отношения.
Их так легко спутать с нарциссами, но глубинно они не имеют ничего общего.
Комедийный гипертрофированный вариант представляет собой веселая и рассеянная героиня Дженнифер Энистом из х/ф «А вот и Полли», сбегающая от наклюнувшейся любви с обцессивно-компульсивным героем Бена Стиллера, и забывающая в дверях домашнего хорька.
В чем причина столь гипертрофированного жизнелюбия и неожиданного побега?
Если коротко: я писала про ГИПОМАНИАКАЛЬНЫЕ состояния. Это легкая степень мании и одно из проявлений биполярного расстройства личности (устаревшее название: маниакально-депрессивный психоз). Только не пугайтесь этих определений, все не так страшно и я говорю не о тяжелых формах.
«Мания – оборотная сторона депрессии», - пишет Мак-Вильямс. Причина – в детстве, разумеется. Неоднократно повторяющиеся и не пережитые должным образом травмы преждевременных сепараций, первая из которых произошла еще до шести, а может быть даже до 3 лет (чем раньше – тем серьезнее последствия).
Под сепарацией понимается отделение от лица, осуществляющего заботу о ребенке (мамы, папы, бабушка-дудушки (если таковые принимали участие в воспитании). Явная сепарация: смерть или развод. Но могут быть и скрытые: родитель заболел и не мог заботиться о ребенке должным образом, не уделял внимания, много работал (проблемы финансов), сам был в депрессии, переживал потерю, пил или даже спился, заботился только материально (эмоциональная покинутость), изменял в браке, завел другую семью, родил «младшенького» и т.д. и т.п.
Так, героиня комедии «А вот и Полли», эксцентричная девушка, забывающая ключи в холодильнике, и, не знающая, что будет делать вечером, когда-то была отличницей в школе, а потом узнала, что отец живет на две семьи.
Не во всех этих ситуациях есть прямая вина родителя, однако «вывод», который «делает» ребенок, всегда одинаков и психологически предсказуем, а на стадии становления психики, прямо скажем, даже необходим индивиду для выживания (имеется ввиду психическое выживание, сохранение дифференцированности собственного «Я»). А именно, ребенок НЕОСОЗНАННО берет ВИНУ на себя.
И вот это самое неосознаваемое, глубинное, невротическое… чувство вины и какой-то собственной «плохости» составляет депрессивное ядро личности. Именно от него с переменным успехом убегают всю свою жизнь эти интересные и небанальные люди, о которых я писала выше. И конечно в близких отношениях чувство вины буквально захватывает, человек начинает тонуть в нем и просто не может оставаться долго в таком положении.
Мания – дополнительная «конструкция» надстроенная психикой над этим чувством, с целью его прикрытия. До каких-то пор неплохо работает.
При этом человек конечно же не осознает происходящего, он не чувствует себя виноватым на уровне сознания, не посыпает голову пеплом, не извиняется, не сдается. До сознания долетают только слабые отголоски этой мощной лавины вины, полирующей подсознание индивида. Отголоски эти воспринимаются разумом в виде необъяснимой тревоги, нарастающей по мере сближения, и появляющейся во всех ситуациях, где есть риск быть «разоблаченным». Находчивый мозг немедленно рационализирует эту тревогу, подбирая тысяча и одну причину для прекращения контакта. Иногда тревога перетекает в агрессию или апатию.
Один из вариантов бегства - предательство. Лампочки так сильно боятся одиночества, что бьют и убегают первыми, не дожидаясь пока их клюнут (а у них есть внутренняя неосознанная уверенность, что именно так все оно и будет).
Ключевая примитивная защита – отрицание. Отрицание вины.
Философский смысл бегства - читай легенду о Плеядах и Орионе.
Что делать человеку-лампочке (как жить с манией)?
- Понять (инсайт). Это далеко не так просто, как кажется. Если человек с подобной личностной организацией дочитал до «вины», то, скорее всего, тут же и плюнул. Потому что это бред. Потому что ничего подобного он не чувствует. А то как же! Для того психика и работает, чтобы он этого не чувствовал. Хотя именно то, чего мы не чувствуем (не осознаем), руководит нашими действиями.
- Принять, перестать «бегать» от вины, отрицать ее, окунуться в нее, как бы больно ни было. Понять, как вина влияет на выбор, который мы совершаем каждый день, начиная от покупки хлеба, до заключения миллионных контрактов и общения с близкими.
- Пережить детские травмы еще раз, в этот раз – конструктивно. (Психотерапевт вам в помощь). Прочувствовать то, что «недочувствовал» в детстве, чего боялся, что запретил себе ощущать. Всю ту боль, одиночество, злость, безысходность. Переживание травмы заканчивается принятием.
- КПТ (когнитивно-поведенческая терапия). Сюда относится в т.ч. и наработка новых навыков поведения и их постепенное применение в жизни, начиная от фраз, которые мы говорим, не задумываясь, и заканчивая конкретными действиями.
Прогноз хороший. В общем, все относительно легко и главное – излечимо! Психотерапия в помощь!
Медикаменты и в тяжелых случаях – психиатр, литий… Но это уже совсем другая история, не для моего канала.
Как вести себя, если состоишь с человеком-лампочкой в близких отношениях?
- Знайте, что все гадости, которые вам сделал человек-лампочка (если таковые случились) были не со зла, а от страха.
Так, милая и обаятельная Жасмин Вуди Аллена, бессердечно сдает мужа полиции, узнав о его измене (причина - страх потери, а действия Жасмин можно расценить как один из вариантов бегства - предательство). Хотя до этого момента она успешно закрывала глаза на противоправную деятельность супруга. Чем не лицемерие?
2. Говорите о своих чувствах, не врите и не скрывайте, лампочки не лишены эмпатии и способны понять!
3. Заранее обсудите вопрос побега, прежде, чем лампочке внезапно захочется сбежать ‘прямо из-под венца‘. Так и попросите: обещай, что если вдруг тебе захочется прекратить общение, ты, прежде чем исчезнуть, хотя бы поговоришь со мной об этом. Не лишайте его права на побег, просите ОБСУДИТЬ, а НЕ ОСТАТЬСЯ. Парадокс: лампочки бегут, когда чувствуют страх потери. Ваша задача - минимизировать этот страх.
4. У лампочек работает одна парадоксальная закономерность: чем счастливее они выглядят снаружи - тем страшнее им внутри. Иногда разумным бывает обратить на это их внимание. Дайте им понять, что грусть, печаль и даже горе - не конец света, эти эмоции необходимо принимать в себе. Если вы примете в них эти негативные эмоции - им будет проще принять себя. Про юмор, как защиту, 👉 читай тут.
5. Не вините лампочек, они скорее нуждаются в сочувствии, понимании и помощи терапевта, чем ваших морализаторствах. Обвиняя, вы усугубите их подавленную вину и сделаете только хуже. В разы.
6. Имейте ввиду, лампочки могут врать о своих чувствах и не только, не доверяйте слепо.
7. Покажите им, что любите и принимаете их не только со стороны великолепного фасада, но и теневую их сторону: боль, злобу, депрессию. Это важно.
Фильмы про биполярное расстройство:
«Жасмин» (фильм Вуди Аллена), все про Ваг Гога, комедия «А вот и Полли», «Майкл Клейтон» (с Джорджем Клуни) , «Мизери», «Часы» (героиня Николь Кидкам – писательница Вирджиния Вульф страдала биполяркой).
Что читать по теме биполярного расстройства:
«Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе» Мак-Вильямс Нэнси - моя настольная книга (см. главу 11 «Депрессивные и маниакальные личности»).
Про невротическое чувство вины у меня есть 👉 статья.
Ставь, пожалуйста, лайк 👍 и подписывайся - мне нужна твоя поддержка, читатель! Канал еще зеленый и я не знаю, интересны ли мои наблюдения публике и о чем следует писать дальше. Спасибо!