С Шантом ОВАННИСЯНОМ мы встретились на выпускных экзаменах Государственного института театра и кино, куда руководитель Государственного драматического театра им. Папазяна города Гориса привез своих ребят. Впрочем, абсолютное большинство зрителей знают его не как руководителя театра, а как исполнителя заглавной роли в ставшем культовом фильме "Гарегин Нжде". Артист, сыгравший героя, сегодня сам в поисках героя - в жизни.
- Сегодняшние ребята - последний выпуск Горисского филиала ГИТиКа. Он закрывается. Как это повлияет на работу театра, который в последние годы начал вставать на ноги?
- Этот филиал давал кадры не только для театра Гориса, но для всего региона: Сюник, Арцах. Были годы, когда мы собирали специальные курсы для театров Капана и Шуши. После окончания эти ребята поступали в труппы, и мы решили вопрос смены поколений. Следовательно, филиал полностью выполнял свою миссию. И это сразу отразилось на нашей работе. В театре Гориса началась какая-то активность, у нас появился свой постоянно ставящий молодой режиссер, привозили спектакли в Ереван, в театре изменился климат, появилась атмосфера, чаще стали выпускаться спектакли... Словом, начал формироваться образ городского, профессионального театра. А в последний период контингент начал все больше уменьшаться. Уже не говоря о самых свежих событиях. Естественно, все происходящее психологически очень действует на жителей Сюника, и театр не исключение. Многие наши актеры - жители ближайших сел, которые сегодня стали приграничными. Эти люди не просто уходят из профессии, даже собрались уезжать из страны. И причина на всех одна - беспокойство за безопасность своей семьи. И можно уговаривать остаться, но обвинять никого нельзя. Я сильно опасаюсь, что, если процесс пойдет такими темпами, у нас просто не останется творческой команды.
- Ну гораздо страшнее то, что такими темпами "команды" может не остаться не только в театре...
- Поверьте, сюникцев не просто сломить. Но, естественно, тревога присутствует в каждом, тем более что похожий сценарий с трагическим концом мы уже видели. Мы уже потеряли значительную часть Арцаха. И мы потеряли столько ребят - целое золотое поколение! Но сюникцы, арцахцы - это люди, связанные со своей землей тысячей невидимых нитей. Конечно, нужно время, чтобы мы смогли оглянуться и полноценно осознать все, что с нами произошло. А сегодня очень многие видят свою сверхзадачу в каких-то очень маленьких шажках, направленных на спасение своей семьи. И опять же - их невозможно винить, потому что нет тех, кто должен их направлять, а главное - объединять. А у объединения должно быть правильное целеполагание, оно должно быть правильно и четко организовано. Чтобы люди понимали, чтобы не покидали свои дома, чтобы готовы были убеждать тех, кто настроен на отъезд. Мы привыкли считать "пропаганду" плохим словом, не знаю... Нужны какие-то методы, способные противостоять этому желанию человека покинуть отчий дом!
- Перед лицом непосредственной внешней угрозы людям свойственно объединяться. Неужели и в такой ситуации существует раскол?
- Естественно, Сюник - это же часть Армении! Раскол общества, это жуткое разделение на "белых" и "черных", естественно, проецируется и туда, как его может не быть! Конечно, если покопаться, в нашем менталитете есть это неприятное проявление - "каждый сам за себя", - но не до такой же степени, как это произошло в последние годы! И, вместо того чтобы нивелировать, исправлять этот недостаток, пытаться заменить его какими-то иными качествами, достоинствами, у нас происходило с точностью до наоборот. Когда выявление и вывод на первый план наших самых дурных, самых низменных качеств ставятся во главу угла, превращаются в цель - естественно, мы все теряем. Вот я уже говорил в контексте нашего театра: мы работали, были желание, энергия, видение перспективы. Мы понимали, для чего и во имя чего мы работаем. Ведь поле нашей культуры - в самом широком смысле - не должно быть разрушено. В конце концов, во имя чего мы живем и боремся? Но все последние годы привели к тому, что надежда стала понемногу угасать. И это самое страшное - когда человеку буквально не за что ухватиться. Вот это нас убивает! Нужна эта самая надежда, нужно воодушевление, нужен лидер. А у нас все наоборот - посмотрите на соцсети! Я вообще за то, чтобы их у нас закрыли. И не надо рассказывать, что площадка, где все свободно самоутверждаются, - показатель цивилизованного государства. Нам это сегодня мешает, уберите! Все заделались в аналитики и политологи, все что-то рекомендуют и предсказывают. Это неудивительно - свято место пусто не бывает. А когда те, кто обязан отвечать за страну, не умеют этого делать, когда убита вера, начинается эта самодеятельность. И, вместо того чтобы делать нужные и правильные шаги, мы делаем прямо противоположные. Нам нужно собраться и надеяться на себя, иначе нас только используют в своих целях.
- То есть сейчас Сюнику остается надеяться на себя?!
- Конечно, нет. По крайней мере так не должно быть. Мы же страна, Армения, у нас есть флаг и герб! У нас есть армия - пускай раненая, но есть! И армию, в конце концов, можно пополнить. У нас есть ребята, готовые воевать, защищать свой дом и свою землю. Есть идейные люди, которые понимают, что Сюник - это не только Сюник, это вопрос армянской государственности и всех армян. Очень-очень больно, что многие из нас не знают, что им делать, какая наша функция, потому что их направляют люди, которым нечего сказать, которые не знают, что делать.
- Актеру Шанту Ованнисяну довелось сыграть человека, который знал, что сказать, а главное, что делать, Гарегина Нжде. Есть тоска - уже не по такой роли, а по такому герою?
- Сегодня Нжде очень часто цитируют, и меня очень радует, что, несмотря на упорное стремление ошельмовать его, у нас есть такая молодежь, для которой он все равно остается направляющим и лидером нации. Эти формулировки, прозвучавшие даже с трибуны парламента - мы же понимаем, откуда они идут и с какой целью вбрасываются в общество. Во всяком случае многие понимают. И это делается очень преднамеренно. Возможно, фигура Нжде в какой-то мере противоречива, но дойти до слова "фашист"! Это же о национальном герое! Ошельмовывать лучших представителей нации - у меня это в голове не укладывается. Мы унижаем, разрушаем, уничтожаем образ героя, уничтожаем посыл его дела - и чего мы после этого требуем от своей нации? И стоит ли удивляться, если это подхватывает другая нация, а мы что же, будем ей поддакивать?! Они своего ничтожества и дикаря, убийцу, зарубившего спящего человека топором, возвели в ранг героя, а мы своего философа, идеолога, указавшего нации путь к спасению, к созданию государства, втаптываем в грязь! Хотя в наши дни уже ничему не приходится удивляться...
Но у меня есть надежда - история примерно раз в сто лет генерирует таких людей. Может, не совсем такого, как Нжде, - и философа, и военачальника, и общественного деятеля. Ведь все это было в нем сконцентрировано, это был сверхчеловек. Но найдутся люди, которые смогут объединить нацию, заполнить создавшуюся пустоту, направить народ в правильное русло. Нам необходимо восстановить институт уважения друг к другу и к своим лидерам, таким, которые заслуживают уважения. Тогда будет на что надеяться.
Беседу вела Сона МЕЛОЯН
https://golosarmenii.am/article/118558/v-ozhidanii-novogo-nzhde