Когда совет «возьмите свою жизнь в свои руки» абсолютно бесполезен.
Каждый из нас знает или хотя бы единожды видел человека, который, живя в неблагоприятных условиях(абьюзивные отношения, плохие условия на работе, скучная жизнь и т.д.), всегда «жалеет» себя. Он говорит о том, что любые попытки что-либо изменить бесполезны, что у него всё равно ничего не получится, зачем вообще пытаться, если результат будет один и тот же. И многие из нас на автомате подумают, что этот человек всего-навсего ленивый и бесхребетный. Что он скорей будет сидеть и дальше продолжать ныть, чем хоть что-то попытается сделать.
Во всех таких ситуациях действует один и тот же механизм выученной беспомощности.
Первые упоминания
Концепция выученной беспомощности как самостоятельного феномена была предложена в начале 70-х годов американских психофизиологом Мартином Селигманом.
Чтобы проверить его, Селигман со своим коллегой Стивеном Майером провёл опыты на собаках.
Животных разделили на три группы. Их всех помещали в специальные будки, в которых по полу пускали болезненный, но не смертельный электрический разряд.
В первой группе собаки могли самостоятельно предпринять действие: отключить подачу электричества, нажав носом на специальную панель на одной из стенок.
Во второй животные никак не могла повлиять на ситуацию: они не получали удар только тогда, когда его отключали в первой.
Третья группа вообще не подвергалась болевым воздействиям.
После 64 разрядов, зверей из всех групп поместили в камеру с перегородкой, через которую они могли перепрыгнуть. По одной половине этой камеры пускали ток.
И какой результат?
Животные из первой и третьей групп перепрыгивали на противоположную сторону, тем самым избегая удара током. А вот большая часть собак из второй группы (которые не контролировали удары током) ложилась на пол и переносила всё более и более сильные разряды.
В ходе эксперимента был сделан вывод, что сами по себе неприятности- не влияют на психику. Животное, как и люди, длительное время подвергающиеся неустранимому наказанию, обучаются бесполезности своих усилий, у них вырабатывается выученная беспомощность, которая становится основной формой их поведения в дальнейшем. Позднее Селигман провёл подобный эксперимент с людьми, только вместо тока он использовал шум. И большинство людей точно также быстро становились беспомощными перед экспериментатором и не пытались ничего сделать, чтобы что-то изменить.
Некоторые причина возникновения
Эксперименты показали, что выученная беспомощность может развиться у любого человека независимо от его возраста и жизненных обстоятельств.
Если человек не может контролировать ситуацию, он становится неуверенным в себе. А это прямой путь к выученной беспомощности.
Очень часто беспомощность связывают с мышлением жертвы. Обычно эти состояния развиваются в детстве. В этом случае его причинами считают:
- Авторитаризм или чрезмерную опеку в семье, лишение ребенка самостоятельности, инициативности.
- Наследственность. В детском сознание надолго усваивается пример родителей, которые боятся перемен, плывут по течению.
- Частая критика, наказания, акцент на недостатках и ошибках: «Ты не сможешь», «У тебя все равно ничего не получится».
- Сравнение с окружающими.
- Воспитание девочек как представительниц слабого, а мальчиков как представителей сильного пола. В результате девочки вырастают убежденные в своей слабости. А мальчика зачастую не могут решить даже незначительные бытовые проблемы.
Такое воспитание приводит к тому, что уже в школьном возрасте ребенок страдает от выученной беспомощности. Он считает себя глупым, никчемным.
Заключение.
Не отчаивайтесь, выход есть. Научитесь видеть последствия своих поступков. Не корите себя за неудачи, вы — такой же человек, как и все.