Абсурдистская комедия, снятая «сыном капитана Гранта»

7,1K прочитали

О Якове Сегеле как о режиссёре заговорили после выхода фильма «Дом, в котором я живу» (1956), над которым он работал совместно со Львом Кулиджановым. Спустя четыре года Яков написал мелодраматический сценарий «Прощайте, голуби!» и снял одноимённую ленту. А ещё через шесть лет попробовал себя в комедийно-фантастическом жанре, выпустив картину про врачей «Серая болезнь».

Кадр из фильма «Серая болезнь»
Кадр из фильма «Серая болезнь»

Вообще-то с кино Яков Сегель познакомился, будучи совсем юным: именно он, тринадцатилетний мальчишка, сыграл Роберта, сына капитана Гранта в экранизации романа Жюля Верна, вышедшей в 1936.

Приключенческая история была настоящим кинохитом для предвоенного поколения, а бодрая песня про капитана (та самая, где поётся «Капитан, капитан, улыбнитесь!» звучала на радио до конца века).

Уже после войны, пройдя фронт, Сегель поступил во ВГИК и стал режиссёром. И если поначалу он отдавал предпочтение историям лирическим, романтическим, где действовали самые обычные люди, то в середине шестидесятых его увлекли иные направления: сатира, гротеск, фантасмагория.

Идея поэкспериментировать с жанрами появилась у Якова после общения со студентами. Тогда он уже сам вёл мастерскую во ВГИКе, и два его ученика, Андрей Вейцлер и Александр Мишарин, предложили любопытный

сюжет про медиков, раскрывших природу человеческого равнодушия.

Врачи поняли, что это вовсе не свойство характера отдельных людей, а самая настоящая болезнь, названная ими «серой болезнью», которой можно заразиться. Завязка Якову Сегелю понравилась, и летом 1964 года работа над фильмом началась.

Главные роли, врачей, изучающих «серую болезнь», в фильме отдали Игорю Владимирову и Владимиру Седову. Игорь Владимиров был уже именитым театральным режиссёром, взрослым мужчиной, сформировавшимся мастером. Владимир Седов тоже был зрителю знаком. Он служил в Волгоградском драмтеатре и прежде успел сняться только в одном фильме, зато знаковом и в главной роли. Это была драма «Им покоряется небо» (1963).

Фото со съёмок. Владимир Седов
Фото со съёмок. Владимир Седов
Владимир Седов был на десятилетие младше Игоря Владимирова, но такой ход был нужен режиссёру.

По сюжету герой Владимирова, доктор Сперанский, прививает себе бациллу равнодушия, из-за чего мнение окружающих ему становится безразличным.

Он начинает вести себя как подросток-максималист, плюющий на авторитеты, и в сочетании с внешностью 45-летнего мужчины это выглядит несуразно.

Более молодой коллега Никулин в исполнении Седова, которого «серая болезнь» не поразила, и противопоставляется нелепому в своём болезненном равнодушии Сперанскому.

Фото со съёмок. Игорь Владимиров
Фото со съёмок. Игорь Владимиров

На главные женские роли режиссёр пригласил Лилиану Алёшникову, любимую жену, которую он снимал во всех своих картинах, Нину Меньшикову и Нину Иванову, ту самую строгую учительницу Татьяну Сергееву Левченко из культовой «Весны на Заречной улице» (1956).

Для Нины роль в «Серой болезни» стала одной из последних: в семидесятые она порвала с кино и больше не появлялась на экране.

В забавном образе фокусника выступил Евгений Тетерин. Его аудитория видела большей частью в ролях интеллигентов, людей серьёзных, а Яков Сегель предложил ему стать эдаким добрым хулиганом и клоуном.

Евгений Тетерин, к слову, из числа артистов, которых помнят в лицо, а не по фамилии.

Он был истинным гением эпизода, на его счету к моменту съёмок у Сегеля было уже более тридцати киноработ, а всего в его фильмографии несколько десятков ролей.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Работа над фильмом «Серая болезнь» омрачилась болезнью реальной:

режиссёр попал в дорожную катастрофу и оказался на медицинской койке. Врачи давали осторожные прогнозы, но Сегелю помогли вернуться в строй и молодость, и здоровье, и воля.

Около года режиссёр восстанавливался и в 1965 году продолжил съёмки.

Кстати, за его спиной съёмочная группа договорилась обеспечить начальнику максимально комфортные условия: и технический персонал, и актёры старались оберегать Якова от забот и работали максимально собранно, чтобы режиссёр не волновался и не растрачивал энергию понапрасну.

В 1966 году фильм «Серая болезнь» был завершён, но худсовет его не оценил.

История показалась им несмешной, затянутой, раздутой. К счастью, обошлось без обвинений в антисоветчине, но ленте всё-равно дали низкую прокатную категория, из-за чего она пошла даже не вторым, а третьим экраном. Конечно, на популярность и известность рассчитывать в таких условиях было сложно, и «Серая болезнь» довольно быстро забылась. Правда, сам Сегель руки не опустил и спустя год снова запустил картину в похожем фантасмагорическом стиле (это была комедия «Разбудите Мухина!» (1967), к которой чиновники были чуть более благосклонны).

А как вы думаете, равнодушие заразно и можно ли от него излечиться?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

О Якове Сегеле как о режиссёре заговорили после выхода фильма «Дом, в котором я живу» (1956), над которым он работал совместно со Львом Кулиджановым.-5