Если по четвергам я знакомлю с книгами, которые в той или иной мере рассматривают семейные сценарии и сценарии жизни вообще, то по пятницам, насколько это возможно, – обсуждаю вопросы психосоматического характера.
Сегодня объединю эти темы и обращу внимание на главу 27 «О сходстве детей с родителями» из второй книги «Опытов» Мишеля Монтеня [М., 1991].
Всего один абзац:
Возможно, что предрасположение к каменной болезни унаследовано мной от отца, так как он умер в ужасных мучениях от большого камня в мочевом пузыре. Это несчастье свалилось на него на 67-м году жизни, а до этого у него не было никаких признаков, никаких предвестий ни со стороны почек, ни со стороны каких-либо других органов. <…> Я родился за двадцать пять с лишним лет до его заболевания, когда он был в расцвете сил, и был третьим по счету из его детей. Где же таилась в течение всего этого времени склонность к этой болезни? И как могло случиться, что, когда отец мой был еще так далек от этой беды, в той ничтожной капле жидкости, в которой он меня создал, уже содержалось такое роковое свойство? Как могло оно оставаться столь скрытым, что я стал ощущать его лишь сорок пять лет спустя, и проявилось оно до сих пор только у меня, одного из всех моих братьев и сестер, родившихся от одной матери? Кто возьмется разъяснить мне эту загадку, тому я поверю, какое бы количество чудес он ни пожелал мне растолковать, лишь бы только он не предложил мне ‒ как это нередко делают ‒ какое-нибудь объяснение настолько надуманное и замысловатое, что оно оказалось бы еще более странным и невероятным, чем само это явление [С. 316-317].
М.Монтень здесь пишет о своём как бы генетическом заболевании, унаследованном им от отца, и недоумевает, почему оно проявилось только у него одного из всех его братьев и сестёр, родившихся от одной матери.
В рамках используемого мною метода я вижу только одно разумное объяснение.
Думается, что М.Монтень оказался единственным «наследником» предрасположения «к каменной болезни» потому, что в наибольшей степени унаследовал психологические свойства и качества своего отца.
А одинаковые психологические свойства ‒ по законам психосоматики ‒ сопровождаются и одинаковыми отклонениями по здоровью.
В практике был случай, что когда женщина решила взять за эталон для своей жизни собственного отца, тут же стала страдать от повышенного давления, от которого страдал и её отец… Когда она ‒ по моему совету ‒ сменила эталон, гипертония прошла.
А как вы считаете?