Была у меня в детстве книга Б. Бродского «Вслед за героями книг» о жизни людей в разные эпохи, описанные в тех или иных романах (изд. «Детский мир», 1962 год). Возможно, у историков-медиевистов уже изменились представления о некоторых вещах, описанных у Бродского, но и «Песни Льда и Пламени» не дословно повторяет земную историю.
Кем был Гурт
Помните, в начале книги свинопас Гурт разговаривает в лесу со своим другом — шутом Вамбой.
«На Гурте было надето медное кольцо, вроде собачьего ошейника, наглухо запаянное на шее. Оно было достаточно широко для того, чтобы не мешать дыханию, но в то же время настолько узко, что снять его было можно, только распилив пополам. На этом своеобразном «ожерелье» было написано «Гурт, сын Беовульфа, прирожденный раб Седрика Ротервудского».
Итак, Гурт считался рабом.
Однако в отличие от древнеримского раба Гурт мог иметь и свой участок земли, и собственный домик, и кое-какую утварь. В отличие от римских рабовладельцев его хозяин Седрик не имел права убить или изувечить Гурта. Он не мог забрать у него волов или плуг, если бы они у Гурта были.
Гурт был не рабом, а крепостным, хотя и назывался рабом. В Англии в ту пору было около десятка разных форм крепостной зависимости крестьянина от помещика. Одни крепостные должны были работать на хозяйском поле, но при этом могли иметь участок и сеять на нем, что хотели. Другие могли сеять на своем участке только то, что разрешал хозяин, третьи — сажать только растения, определенные обычаем, и ничего другого.
Нам неизвестно, имел ли Гурт свой участок земли и скот. Он мог быть и дворовым Седрика, то есть крепостным без земли, живущим в доме хозяина. Положение дворового ближе всего к положению раба. Впрочем, таких крестьян в Англии XII века было немного.
Пасти господских свиней, пахать господское поле, косить господский луг было обязанностью большинства крепостных. Свиней в те времена откармливали главным образом желудями. Вот почему Гурт пас стадо в лесу.
Вечером Гурт гнал стадо на господский двор. Но это не значит, что все свиньи принадлежали Седрику. Крестьяне обязаны были держать свой скот в загоне помещика, чтобы тот получал больше навоза для удобрения своих полей. Точно так же они обязаны были молоть муку только на господской мельнице, а хлеб печь только в печи своего господина.