Найти тему
Театр "Кузница"

"Ад" - как место без надежды.

Как же жить-то будешь, чем ты любить-то их будешь? С таким адом в груди и в голове разве это возможно?
(Достоевский, "Братья Карамазовы").

Симона де Бивуар гениально высказалась о состоянии души отчаявшихся людей, вокруг которых лишь пустота, постоянная боль, беспросветная тоска, одиночество и полное отсутствие надежды:

"Раз люди кончают самоубийством, значит, существует нечто, что хуже, чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решетке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого."

Люди, погибшие при попытке бегства от самого себя...
С ними всегда ассоциируется слово "Ад" - как место без надежды.
Место вселенского отчаяния, а еще - расплаты за содеянное.

Поэтому герои спектакля "За закрытыми дверями" по одноименной пьесе Поля Сартра долго не могут понять - куда же они попали после смерти, а главное - Почему? Мертвы? Однозначно. Но жили "как все", не лучше и не хуже, смерть пришла внезапно и коварно оборвала жизнь, которой и не успели в полной мере насладиться: столько планов на будущее было... Зачем? Почему? За что? И что общего может быть у них с "обычными" резидентами Преисподней - нет, нет, нет, они-то - Другие, тут какая-то ошибка. Да и Ад ли это? Странное местечко - где обещанные пытки, страдания, боль, ужас - какое-то безвременье и скука. Да странная компания. Надо разобраться и искать выход , как-то менять ситуацию...

Вынужденные перестать играть социальные роли и лгать, они обречены искать ответы в своем прошлом, бесконечно "проживать" его, пытаясь докопаться до истины - ведь больше у них ничего нет. Ни будущего, ни надежды. Лишь воспоминания о собственных словах, поступках и мыслях - жизни, которую уже невозможно изменить...

Да и разве Хотелось бы?..

На земле идет время, они наблюдают, как стираются из памяти людей - словно их никогда и не было, застрявшие в безвременье, обреченные на "пытку ближним": нет физического дискомфорта, но и выхода - нет:

- Вы не боитесь?
- А чего мне бояться? Страх годился в прошлом, когда еще была надежда.
- Надежды больше нет, но мы еще в прошлом. Мы пока не начали страдать, мадемуазель. ("За закрытыми дверями")

"Герои" выясняют друг о друге все самые уродливые факты биографии, но нет шока, нет чувства вины, нет раскаяния. Есть принятие:

- А я вам скажу. Я вот злая: мне необходимо для жизни страдание других. Факел. Факел в сердце. Когда я одна, я угасаю. Шесть месяцев я горела в его сердце: я все там сожгла. Потом этот трамвай... Я ей все время твердила: “Ну вот, милочка, мы его и убили”. (Молчаливо) Я злая...
Однажды ночью она встала и открыла газ, я об этом и не подозревала. Вот и все.
- Я здесь потому, что истязал свою жену. Вот и все. На протяжении пяти лет. Конечно, она страдает до сих пор. Я приходил пьяный как свинья, от меня несло вином и женщинами. Она ждала меня всю ночь; она не плакала. И ни слова упрека, конечно. Только глаза. Ее большие глаза. Я ни о чем не жалею. Там снег идет. Вот она: когда я говорю о ней, я ее вижу. Ну, заплачешь ты наконец? У этой женщины призвание быть мученицей.
- Инэс (почти мягко) - Почему вы заставляли ее страдать?
- Гарсэн. - Потому что это было просто. Достаточно было слова, чтобы у нее испортилось настроение — она была очень чувствительной. Говорю тебе, что ни о чем не жалею. Вот что: она слишком мною восхищалась. (с)
И после:
- Откройте! Откройте! Я согласен на все, на испанский сапог, клещи, расплавленный свинец, тиски, удавку — на все, что жжет и дерет, я хочу мучиться по-настоящему! Пусть лучше побои, кнут, оспа, чем эта умственная пытка, этот призрак страдания, который ласково касается тебя и никогда не делает по-настоящему больно...(с)

Удивительно, что я всю жизнь считала Сартра атеистом, а благодаря спектаклю ребят
МРТ_театра прочла его пьесу "Закрытые двери"... и по мировоззрению это оказалась одной из самых христианских вещей, что меня поразили.

Как прекрасно сформулировал Тед Чан: "Ад - это отсутствие Бога".
Не место, а состояние души. Добровольный выбор.

Отсюда и шедевральная концовка: Ангелы и демоны Христианства - одинаковые по природе, они стали тем, кем стали вследствие выбора. Кто-то выбрал Бога, кто-то - "свободу". И придерживаются своего Выбора до сих пор. Но ДВЕРЬ ВСЕГДА ОТКРЫТА.
Просто никто не готов выходить...

Театральный фотограф Maria Poly

-2
-3