47 подписчиков

Убийца поневоле. История Жоржа Шарля Дантеса.

569 прочитали
«Дед был вполне доволен своей судьбой и впоследствии не раз говорил, что  только вынужденному из-за дуэли отъезду из России он обязан своей  блестящей политической карьерой, что, не будь этого...
«Дед был вполне доволен своей судьбой и впоследствии не раз говорил, что только вынужденному из-за дуэли отъезду из России он обязан своей блестящей политической карьерой, что, не будь этого несчастного поединка, его ждало незавидное будущее командира полка где-нибудь в русской провинции с большой семьёй и недостаточными средствами»

Внук Дантеса - Луи Метман

Будущий отец Жоржа — Жозеф Конрад — служил офицером в Королевском германском полку, был кавалером ордена Почетного легиона, во время Великой французской революции предпринял героическую попытку спасти Людовика XVI, за что впоследствии получил от Наполеона баронский титул, а в 1809 году женился на представительнице древнего германского рода графине Анне Марие-Луизе де Хатцфельд. Что самое интересное — фон Гатцфельды своими дальними ветвями были связаны с Пушкиными и Гончаровыми! Бабушка Жоржа — графиня Е.Ф. Гатцфельд была супругой русского дипломата графа А.С. Мусина-Пушкина.
5 февраля 1812 года в семье барона Жозефа Конрада Дантеса и его жены Анны Марии-Луизы родился третий ребенок — сын, продолжатель рода, названный по семейной традиции Жоржем.

«Дед был вполне доволен своей судьбой и впоследствии не раз говорил, что  только вынужденному из-за дуэли отъезду из России он обязан своей  блестящей политической карьерой, что, не будь этого...-2

Жорж получил прекрасное образование в лицее «Бурбон» в Париже, и планировал поступить в Пажеский корпус Карла X — закрытый пансион для вельмож, образование в котором помогало получить прямой путь ко двору и, соответственно, к блестящей политической карьере. Но ни рекомендации, ни родственные связи не смогли осуществить мечту: мест в корпусе не было. Жоржу довелось удовлетвориться военной школой Сен-Сир, бесспорно, привилегированной, но не такой, как Пажеский корпус Карла X.

По традиции ежегодно в школе Сен-Сир проходил смотр воспитанников, но в июне 1830 года этому празднеству придавалось особенное значение — на празднике присутствовали члены королевской семьи. Одним из испытаний для воспитанников была стрельба по живой мишени — особый вид входящей тогда в моду голубиной охоты.

Дантес оказался одним из лучших стрелков, за что из рук герцогини Марии Беррийской — вдовствующей невестки короля, матери наследника трона — Жорж получает чеканный кубок и королевский приз. Это означало то, что Жорж Дантес зачислен в состав ее личных пажей!
Но успех этот был недолгим — через месяц король Карл X опубликует манифест: свобода периодической печати отменяется, палата депутатов распускается, избирательные законы недействительны, а в конце июля 1830 года Бурбоны перестали царствовать во Франции. Королевская семья отправляется в изгнание, Жорж Дантес тайно переписывается с герцогиней Марией Беррийской, затем нелегально едет в Италию, потом в Вандею (ныне это департамент на западе Франции), где подготавливает восстание и собирает сторонников.

Подлинное изображение Марии Беррийской.
Подлинное изображение Марии Беррийской.

Но Вандейское восстание, поднятое прибывшей в апреле 1832 года во Францию герцогиней Беррийской, терпит поражение: Под Шеном и Пенисьер восставшие были разбиты наголову. Жорж Дантес сопроводил герцогиню в Нант, а сам отправился в Пруссию, где поступил на военную службу, пользовался покровительством принца Вильгельма Прусского, но получил всего лишь чин унтер-офицера. Посчитав это недостойным человека с его героическим прошлым, Жорж по совету и с рекомендациями принца Вильгельма Прусского отправился в Россию.

Воспитанник Сен-Сира, потомственный аристократ, паж герцогини Марии Каролины Беррийской, верный защитник французской короны, принимавший активное участие в Вандейском восстании и герой битв под Шеном и Пенисьер — этого уже более чем хватило для успешной карьеры при дворе российского царя Николая I. Таким образом чины и почести Жоржу Дантесу в России были обеспечены только лишь его мужеством и отвагой.

Он поступил в гвардию после облегчённого офицерского экзамена (без экзаменов по русской словесности, уставам и военному судопроизводству), а зимой 1834 года был произведен корнетом в Кавалергардский полк Ее Величества и стал телохранителем русской императрицы Александры Федоровны

Императрица Александра Федоровна.
Императрица Александра Федоровна.

Жорж Дантес мечтал дослужиться до фельдмаршала, и, возможно, это ему бы удалось, если бы по пути в Россию, в гостинице города Любек, Дантес встретился с одним человеком, знакомство и дружба с которым впоследствии сыграли с ним злую шутку. Это был барон Луи Геккерн — министр Нидерландского Двора в России и, о чем уже было сказано выше, дальний родственник Жоржа Дантеса.

Луи Геккерн. По мнению некоторых историков этот человек сыграл не последнюю роль в организации дуэли Дантеса и Пушкина.
Луи Геккерн. По мнению некоторых историков этот человек сыграл не последнюю роль в организации дуэли Дантеса и Пушкина.

Барон Луи Борхард де Геккерн был старше Жоржа на двадцать лет, в свое время учился во Франции, а затем служил гардемарином при Наполеоне. После драматического окончания битвы при Ватерлоо де Геккерн вернулся на родину, которая обрела суверенитет, и определился на дипломатическую службу. Секретарь посольства в Стокгольме, а с 1826 года — посол в Петербурге. Но он был очень одинок, прежде всего из-за того, что еще в молодости, под влиянием кардинала-архиепископа Безансона он принял католичество в то время, как вся его семья была протестантами.
Одиночество, возможно, и сроднило этих людей. Существует версия об их сексуальных отношениях, но она кажется просто бездоказательной. Стилистика писем «отца» и «сына» — дружески-почтительная со стороны Дантеса. А обращения «дорогой друг», «мой драгоценный» и наличие в тексте писем «поцелуев» и признаний в любви, это вероятно, дань эпистолярному жанру, столь популярному в то время. Луи впоследствии даже решил усыновить молодого Дантеса, несмотря на множество противопоказаний, главным из которых было наличие у того живого отца.

Дантес встретился с Пушкиным уже в 1834 году. Поэт иногда смеялся, слушая его каламбуры, но Дантес был ему противен своей развязной манерой, своим невоздержанным с дамами языком. Дантесу очень понравилась Наталья Николаевна Гончарова (супруга А.С. Пушкина). Он стал оказывать ей исключительное внимание, а ей, легкомысленной и кокетливой, льстило ухаживание блестящего кавалергарда. Это даже не вызывало ревности Пушкина. Он любил жену и безгранично доверял ей. Не приходится удивляться, что, при царивших тогда в свете нравах, Наталья Николаевна простодушно и бездумно рассказывала мужу о своих светских успехах, о том, что Дантес обожает ее.

Наталья Гончарова (Пушкина).
Наталья Гончарова (Пушкина).

Дантес между тем открыто ухаживал за Натальей. Злорадные усмешки и перешептывания за спиной Пушкина усиливались. В ухаживаниях Дантеса больше всего поддерживал его приемный отец - Луи Геккерен. Пушкин видел, как росло и крепло увлечение жены Дантесом, знал из ее доверенных и простодушных рассказов подробности их встреч на балах и вечерах, но, убежденный в ее чистоте, до времени лишь наблюдал и не принимал никаких решений. Равнодушным он конечно оставаться не мог. Но до удобного момента откладывал свое вмешательство. 
4 ноября 1836 года момент этот наступил. Группа светских бездельников занималась тогда рассылкой анонимных писем мужьям-рогоносцам - так шутливо называли мужей, чьи жены изменяли им. Пушкин получил по почте три экземпляра анонимного клеветнического письма, оскорбительного для чести его самого и жены.

На другой день после получения письма, 5 ноября, Пушкин послал вызов Дантесу, считая его виновником нанесенной ему обиды. В тот же день к нему явился приемный отец Дантеса, барон Геккерен, с просьбой отсрочить дуэль на 24 часа, а на следующий день был у него снова и просил об отсрочке уже на две недели. Пушкин оставался непоколебимым, но, тронутый слезами и волнением Геккерена, согласился. Но через несколько дней выяснилось, что еще до вызова на дуэль Дантес намеревался жениться на сестре Натальи Гончаровой Екатерине Гончаровой. Это новое обстоятельство Дантес и Геккерен довели до сведения Пушкина, но он считал его невероятным. Всем было известно, что Екатерина Гончарова влюблена в Дантеса, но тот был увлечен ее сестрой, женой Пушкина.  Геккерен содействовал усилиям друзей Пушкина отстранить дуэль, но Пушкин увидел в этом трусливое стремление Дантеса вообще уклониться от поединка. Такой образ действий был ему противен, он афишировал низость Дантеса и ни на какие компромиссы не шел.

Пушкин был настроен решительно, однако именно он был в итоге вынужден отказаться от дуэли. Пушкин написал письмо, удовлетворившее секунданта Дантеса, и вопрос о дуэли отпал.

Кто бы что не говорил, но вот уж действительно - большинство проблем из-за женщин:)
Кто бы что не говорил, но вот уж действительно - большинство проблем из-за женщин:)

Как-то вечером Наталья Николаевна возвращалась из театра. Шедший позади Геккерен спросил ее, когда же она наконец оставит своего мужа. Наталья Николаевна тогда же рассказала об этом Пушкину, и тот решил действовать. 
Пушкин переписал набело подготовленный черновик письма и отправил его по назначению - барону Геккерену, в здание голландского посольства. В письме этом, по выражению Вяземского, Пушкин излил все свое бешенство, всю скорбь раздраженного, оскорбленного сердца своего. Теперь уж дуэль становилась неизбежной.

Поздно ночью к Пушкину явился д'Аршиак, секундант Дантеса, и передал ему письмо с вызовом на дуэль. Оно было подписано Геккереном, а внизу была приписка Дантеса: «Читано и одобрено мною». Пушкин принял вызов даже не прочитав письмо. 
Жуковский кратко обозначил в своем дневнике состояние Пушкина в день роковой дуэли, причем особенно подчеркнул его настроение: «Встав весело в 8 часов - после чаю много писал - часу до 11-го. С 11 обед - ходил по комнате необыкновенно весело, пел песни... « Веселое настроение Пушкина в день дуэли, конечно, не отражало внутреннего состояния готовившегося к дуэли поэта. Это было нервное возбуждение, безмерная усталость, стремление любым путем выйти из создавшегося положения и большая выдержка, позволявшая ему за несколько часов до дуэли работать над статьями для «Современника», писать ответные письма. Секунданты выработали и подписали условия дуэли. Один экземпляр остался у д'Аршиака для Дантеса, второй Данзас взял с собой для Пушкина.

Условия дуэли:

1. Противники становятся на расстоянии двадцати шагов друг от друга и пяти шагов (для каждого) от барьеров, расстояние между которыми равняется десяти шагам. 
2. Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку, идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
3. Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того, чтобы выстреливший первым огню своего противника подвергся на том же самом расстоянии.
4. Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности, поединок возобновляется как бы в первый раз...
5. Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.
6. Секунданты, нижеподписавшиеся и обличенные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый за свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

Пушкин и Данзас подъехали к Комендантской даче (место проведения дуэли) одновременно с Дантесом и д'Аршиаком. Пока выбирали площадку для дуэли, Пушкин сидел на сугробе и равнодушно смотрел на эти приготовления, но выражал нетерпение. Когда Данзас спросил его находит ли он удобным место дуэли, он ответил: «Мне это решительно все равно, только, пожалуйста, делайте все это поскорее...»


Изначально, Дантес, понимая, что отделаться выстрелом в воздух он не сможет, решил стрелять в ногу Пушкина. По рассказам секунданта Данзаса, не успел он махнуть фуражкой, как Пушкин «в ту же секунду был у барьера». Жорж Дантес же подходил медленно, он успел сделать всего три шага. В это время на лице Пушкина Дантес увидел свой смертный приговор и, чтобы спасти свою жизнь, нажал на курок. Пушкин сделал еще один шаг ему навстречу… после которого никто никогда в жизни не узнает правды. (На самом деле доподлинно неизвестно, кто сделал первый выстрел. Мы можем уверенно говорить только об итоге той злополучной дуэли - А.С. Пушкин получил смертельное ранение и скончался через два дня).

По свидетельствам секундантов после того, как Пушкин упал, Дантес сразу же бросился к нему.
По свидетельствам секундантов после того, как Пушкин упал, Дантес сразу же бросился к нему.

Военный суд первой инстанции приговорил, в предварительном порядке, Геккерна (Дантеса) и Данзаса к смертной казни — по законам времён императора Петра I: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <…> Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить.»

Однако смертной казни не состоялось. Суд постановил: Геккерна «лишив чинов и приобретенного им Российского дворянского достоинства, написать в рядовые, с определением на службу по назначению Инспекторского Департамента», в отношении секунданта Пушкина подполковника Данзаса предлагалось, принимая во внимание его боевые заслуги и иные смягчающие вину обстоятельства, ограничиться арестом ещё на 2 месяца (он уже был под арестом), после чего «обратить по прежнему на службу»; «преступный же поступок самого Камерюнкера Пушкина <…> по случаю его смерти предать забвению».

Жорж Дантес возвратился в Сульц без чинов, наград и состояния, под другой фамилией, а его приемный отец был отозван на родину (король Вильгельм II в 1845 году отправит барона Геккерна во главе дипломатической миссии в Вену — на весьма важный пост, который он будет занимать более тридцати лет).

Замок Дантеса в Сульце.
Замок Дантеса в Сульце.

О карьере Жорж Дантес больше не мыслил и тихо жил в родовом замке. Екатерина Гончарова (на которой тот в итоге все же женился) родила ему четверых детей и умерла после родов в 1843 году, на седьмом году замужества.

Хоть Дантес и не желал больше заниматься своей карьерой, император Франции Наполеон III очень высоко оценит выдающиеся таланты Дантеса —  Второй империи в то время жизненно необходимо признание европейских монархов – и в 1852 году он отправит Жоржа с тайной миссией ко дворам Вены, Берлина и Петербурга. Дантес с честью выполнил поручение Наполеона III: он добился поддержки от Австрии и Пруссии, а также повстречался с царем Николаем I и, несмотря на то, что он был персона нон грата, русский царь отыскал время для личной встречи в Потсдаме.
Жорж Дантес стал сенатором с приличным содержанием и мэром Сульца.
В 1855 году растроганный барон де Геккерн напишет ему из Вены: «Были три императора и один молодой француз. Могущественный монарх изгнал его из своей страны в самый разгар зимы, в открытых санях, раненного! Два других государя решили отомстить за француза. Один назначил его сенатором в своем государстве, другой — пожаловал ему ленту большого креста! Вот история бывшего русского солдата, высланного за границу. Мы отмщены, Жорж!»

Жители Сульца до сих пор помнят Жоржа Дантеса как хорошего градоначальника. Он станет кавалером, а потом и командором ордена Почетного легиона. Приемный отец, барон Луи де Геккерн, выйдет в отставку и приедет в Сульц. Он будет жить там до самой смерти в 1884 году. Жорж Дантес скончался 2 ноября 1895 года в семейном имении Сульц, окружённый детьми и внуками и был похоронен в Сульце рядом с бароном Геккерном.

Могила Жоржа Дантеса.
Могила Жоржа Дантеса.

Вот такая интересная жизнь была у Дантеса. Оцените статью, пишите свои комментарии, если она вам понравилась, а также подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много увлекательных историй;)