Найти в Дзене

Учитель, загляни в глаза ребенку

Сегодня не про закон, а про его бессилие. Как много в нашей жизни законов, постановлений, инструкций. Казалось бы, с одной стороны, это оправданно – жизнь так многогранна, и все быстрее ускоряется в своем многообразии. Но другая сторона медали рисуется грустной – чем больше норм, требований, тем меньше Человека. Личность заменяют всевозможные механизмы регулирования с их бесконечными и, самое главное, никому не нужными отписками. Сейчас эти механизмы встали между Ребенком и Учителем. А ведь, правильно сказано, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать (У.Черчилль). Может быть кто-то со мной не согласиться, но в школах остается все меньше доброты к нашим детям. Акценты сместились - главное, чтобы рейтинг был хороший, бумаги хорошо и правильно заполнены, протоколы и отчеты составлены, тестирования проведены, деньги с родителей на школьные нужды собраны. И это, по мнению многих, и есть настоящая работа в сфере образования. А учителя тем вре

Сегодня не про закон, а про его бессилие. Как много в нашей жизни законов, постановлений, инструкций. Казалось бы, с одной стороны, это оправданно – жизнь так многогранна, и все быстрее ускоряется в своем многообразии.

Но другая сторона медали рисуется грустной – чем больше норм, требований, тем меньше Человека. Личность заменяют всевозможные механизмы регулирования с их бесконечными и, самое главное, никому не нужными отписками. Сейчас эти механизмы встали между Ребенком и Учителем. А ведь, правильно сказано, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать (У.Черчилль).

Может быть кто-то со мной не согласиться, но в школах остается все меньше доброты к нашим детям. Акценты сместились - главное, чтобы рейтинг был хороший, бумаги хорошо и правильно заполнены, протоколы и отчеты составлены, тестирования проведены, деньги с родителей на школьные нужды собраны. И это, по мнению многих, и есть настоящая работа в сфере образования. А учителя тем временем "выгорают" под бременем этих "акцентов". А где ученик, где воспитание его как личности?

Уже избита фраза – учитель не видит ученика. Но ведь именно это «невидение» и становится причиной многих трагедий. Можно много с экранов телевизоров, на комиссиях рассуждать об ужесточении законодательства в сферах профилактики подростковых правонарушений, оборота оружием, проводить проверки, прописывать все новые нормы и правила в сфере образования. А почему мы не пробуем хорошо исполнять уже имеющиеся законы?

Не так давно рассматривали случай с девочкой, потерявшей интерес к жизни. Педагоги на комиссии «взахлеб» рассказывали, как много они сделали – на собрании разобрали, родителей вызвали, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав сообщили, психологическое тестирование провели.

Казалось бы, действовали по прописанным правилам. Но когда их спросили об интересах ребенка, его достоинствах, талантах и возможных проблемах поток слов закончился. И тогда начальник управления образования спросила классного руководителя, социального педагога и психолога: «А вы в глаза ребенку заглядывали?» Даже не знаю, поняли ли они этот вопрос.

-2

Поймите, наши дети растут в сложное время. Это время по-разному называют – турбулентности, входом в другую цивилизацию, веком интернета и виртуального мира, размытых географических границ и реальности, доступности огромного объема информации и т.д.

Но как не называй наше время, психика ребенка по-прежнему (и даже больше) требует много любви, доверия и теплоты (независимо от рейтинга в классе и школе). Ведь в школах, колледжах, вузах они проводят намного больше времени, чем дома.

-3

Мы же в это время все проблемы решаем с конца. Если трагедия со стрельбой – то нужно срочно менять закон об оружии (хотя это тоже нужно), усиливать охрану и проверять тревожные кнопки в школах, за которые, впрочем, во многих случаях платят родители (требования к защищенности объектов образования приняли, а денег нет, вот и выкручиваются школы за счет родителей).

-4

Если ребенок плохо учится – затаскаем по комиссиям, составим протоколы и отчеты, отругаем, скажем, что «пойдет собакам хвосты крутить».

Если попал в нехорошую компанию – проведем психологическое тестирование (только с результатами этого тестирования работать не научились, но зато отчитаемся), сообщим в подразделение по делам несовершеннолетних и т.д.

Мы умудряемся калечить даже тех детей, которые хорошо учатся, многие из них ненавидят наши рейтинги и тестирования. Они хотят честного разговора, вовлеченности учителей в учебный процесс, а не оттачивания результатов ЕГЭ.

Все дети хотят Бескорыстия от взрослых. Бескорыстие – это, например, отношение к детям независимо от статуса и материального положения их родителей, прием контрольных, зачетов и экзаменов без денег (этим особенно страдают вузы, которые продолжают калечить наших детей всевозможными поборами за экзамены и зачеты).

Преподаватель вуза – это тоже учитель, только в профессии. Как объяснить уже повзрослевшему ребенку – что за экзамены не надо платить, когда многие преподаватели открыто устанавливают «таксы» (не все повзрослевшие дети ставят в известность родителей, но у многих принципы рушатся).

Одним словом "коммерческий поток" там, где его не должно быть.

-5

Без любви и доброты педагог – «медь звенящая». И причина здесь не в том, что государство не заботится о педагогах (сейчас ситуация сдвигается с места, но привычка прикрываться только этой причиной осталась), а в отсутствии достоинства, доброты и профессиональности в отношениях УЧЕНИК - УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ. Не у всех, но у многих.

Вот и получается, что все больше детей отрывается от нас и уходит в свой мир, где другие «законы», и иногда эти «законы» чудовищны, но с точки зрения детей они более честные. Наши дети перестают верить нам. Им не интересно с нами.

И вот тогда они начинают мстить нам – вступают в непонятные сообщества, выходят, ничего не понимая, на несанкционированные митинги, берут оружие, оказываются вовлеченными в антисоциальные группы, компьютерные игры, виртуальность, утрачивают желание жить. И бесполезно здесь ужесточать закон, усиливать охрану (в некоторых школах родители уже не могут пройти, чтобы поговорить с учителем).

Работа с детьми это про другое – про доверие, личный пример, про то, чтобы смотреть в их глаза. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, - он совершенный учитель (Л.Н.Толстой). Великое благо для ребенка встретить таких учителей.

Любите детей, помогайте им, воспитывайте их своих примером.