391 подписчик

Морской хронограф: 20 мая - этот день в отечественной морской истории

1694, 20 (30) мая - В Архангельске в присутствии Петра I спущен на воду первый морской корабль, построенный на Соломбальской верфи, - 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел».
1694, 20 (30) мая - В Архангельске в присутствии Петра I спущен на воду первый морской корабль, построенный на Соломбальской верфи, - 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел».

См.: Морской Хронограф Calendar

2012, 20 мая:

См.-2

Из Санкт-Петербурга стартовала первая Кругосветка крупнейшего парусника мира - учебного парусного судна «Седов», за год до этого отметившего свое девяностолетие. Плавание продолжительностью более 13 месяцев, 20 июля 2013 года завершилось там же, где и началось более года назад, - на набережной Лейтенанта Шмидта.

1997, 20 мая:

Посадка на мель яхты «Stoun Troun» на Петровском фарватере Финского залива.

1976, 20 мая:

См.-3

Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «Ветеран Вооруженных сил СССР».

1954, 20 мая:

Совет министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление о начале работ по созданию межконтинентальной баллистической ракеты.

1949, 20 мая:

См.-4

На судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре спущен на воду эсминец «Встречный» - головной корабль в серии эсминцев проекта 30 бис (главный конструктор - A.M. Юновидов). Вступил в строй 7 декабря 1949 года.

1948, 20 мая:

Научно-испытательный гидрографическо-штурманский институт ВМФ переименован в Научно-исследовательский гидрографическо-штурманский институт ВМФ (НИГШИ ВМФ).

1945, 20 мая:

В Кольский залив прибыл союзный конвой JW-67 - последний союзный конвой на Севере в годы Второй мировой войны.

1942, 20 мая:

Советские войска оставили Керченский полуостров, что резко ухудшило обстановку в районе Севастополя. Создан Северо-Кавказский фронт.

1942, 20 мая:

Указом Президиума Верховного Совета СССР учрежден орден Отечественной войны I и II степеней. Это была первая из военных наград, учрежденных в годы войны. За подвиги в Великой Отечественной войне орденом I степени было награждено 350 тыс. человек, орденом II степени - более миллиона.

1940, 20 мая:

Приказом наркома ВМФ Ладожская военная флотилия переформирована в военно-учебную базу военно-морских учебных заведений (ВМУЗ) на Ладожском озере для обеспечения учебной практики курсантов и слушателей ВМУЗов, а также для обеспечения безопасности плавания на Ладожском театре в навигационном и гидрографическом отношении.

1930, 20 мая:

Дальневосточная военная флотилия награждена орденом Красного Знамени и с июля 1931 года стала называться Амурской Краснознаменной.

1929, 20 мая:

В Николаеве состоялась официальная церемония открытия летной школы Осоавиахима. С января 1935 года переподчинена Главному управлению Северного морского пути и названа Николаевской школой морских летчиков Главсевморпути. 13 августа 1938 года школе присвоено имя С.А. Леваневского. С сентября этого же года школа перешла в ведение Народного комиссариата ВМФ и 26 сентября переименована в Военно-морское авиационное училище им. С.А. Леваневского. С 1959 года - 33-й Учебный центр авиации ВМФ, в 1992 году отошел к Украине.

1920, 20 мая:

См.-5

На николаевском заводе «Ремсуд» состоялся торжественный спуск десантного судна «Эльпидифор» № 418. Это был первый боевой корабль, сошедший со стапелей украинских заводов при советской власти.

1918, 20 мая:

Приказом по армии и флоту № 3 Управление морской авиации вновь перешло от Управления Воздушного флота Республики, т. е. от сухопутной авиации, в полное подчинение Народного комиссариата по морским делам.

1915, 20 мая (2 июня):

См.-6

На Балтийском судостроительном и механическом заводе в Санкт-Петербурге спущена на воду дизельная однокорпусная подводная лодка «Барс» (главный конструктор - И.Г. Бубнов) - головная в серии из 22 (по другим данным, 27) единиц (закладка корабля была 15 (28) сентября 1913 года), Вступила в строй 12 июля 1915 года. По дальности хода, вооружению, глубине погружения и другим элементам превосходила зарубежные подлодки того времени. Участвовала в Первой мировой войне. В мае 1917 года погибла по неизвестной причине в Балтийском море.

1900, 20 мая (2 июня):

См.-7

На Галерном острове в Санкт-Петербурге заложен «Орёл» - эскадренный броненосец, один из пяти кораблей типа «Бородино» (строитель – М.К. Яковлев, а с июня 1904 года до введения в эксплуатацию - младший судостроитель В.П. Лебедев.

Под командованием капитана 1-го ранга Н.В. Юнга принимал участие в Русско-японской войне 1904-1905 годов и Цусимском сражении. Входил в состав Второй Тихоокеанской эскадры. На «Орле» служил унтер-офицером Алексей Новиков-Прибой, автор романа «Цусима».

1894, 20 мая (1 июня):

См.-8

На верфи Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге заложен эскадренный броненосец «Сисой Великий» - первый корабль Российского флота с 305-мм орудиями. Спущен на воду 20 мая 1894 года. Вступил в строй 18 августа 1896 года. Погиб в Цусимском сражении.

1889, 20 мая (1 июня):

См.-9

В Кронштадт после кругосветного плавания вернулся корвет «Витязь» под командованием С.О. Макарова. Плавание продолжалось 994 дня. Пройдено около 60 000 миль. Выполнен большой объем океанографических, гидрологических и гидрографических исследований, укрепивших славу российских мореплавателей и российской науки в целом.

1889, 20 мая (1 июня):

См.-10

В Санкт-Петербурге спущен на воду броненосец «Император Николай I». Вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры 6 апреля 1894 года. Корабль стал первым в Тихом океане отечественным броненосцем башенного типа. Захвачен неприятелем в Цусимском сражении.

1888, 20 мая (1 июня):

См.-11

В Санкт-Петербурге на судостроительном и механическом заводе М.Е. Карра и М.Л. Макферсона (Балтийский завод) спущен на воду (постройка началась 4 (16) марта 1886 года) броненосный крейсер «Память Азова» (с 12 декабря 1909 года по 31 марта 1917 год - «Диана»). Введен в строй в 1890 году.

Прославился крупным восстанием матросов в 1906 году против самодержавия. 19 августа 1919 года, Потоплен английскими катерами в Кронштадтской гавани. Поднят и сдан на металлолом в 1927 году.

1872, 20 мая (1 июня):

См.-12

Родился Федор Андреевич Матисен (1872-1921), капитан 1 ранга, исследователь Арктики. После гибели Э.В. Толля возглавил экспедицию по исследованию Новосибирских островов. Исследовал бухту Тикси, показав ее пригодность для строительства морского порта. С 1919 года - руководитель гидрографических работ в устье реки Лена и на подходах к бухте Тикси.

1863, 20 мая (1 июня):

Капитаном над Санкт-Петербургским портом назначен капитан 1 ранга С.С.Лесовский

1840, 20 мая (1 июня):

Здание мареографа кронштадтского футштока
Здание мареографа кронштадтского футштока

По рекомендации начальника 2-го отделения Гидрографического департамента капитана 1 ранга М.Ф. Рейнеке на Обводном канале в Кронштадте установлен футшток, нуль которого по настоящее время является исходной высотой для определения всех высот точек земной поверхности на территории России.

1788, 20 (31) мая:

См.-14

Дубель-шлюпка, которой командовал во время перехода из Кинбурна в Глубокую пристань капитан 2 ранга X.И. Сакен, против устья реки Буг была атакована 30 турецкими судами. Не желая сдаться превосходящему в силах неприятелю, Х.И. Сакен взорвал свое судно вместе с 4 окружившими его галерами противника.

1747, 20 (31) мая:

См.-15

Скончался генерал-адмирал граф Андрей Иванович (Генрих-Иоанн-Фридрих) Остерман, по происхождению немец, сенатор, (1740), дипломат; вице-канцлер с чином действительного тайного советника (1725), член Верховного тайного совета. В 1740-1741 годах управлял Морским ведомством.

Умер в поселке Березово (ныне Тюменской обл.), куда был сослан императрицей Елизаветой Петровной в 1 741 году.

1743, 20 (31) мая:

Бой отряда гребной флотилии, состоящего из галер под командованием капитана 1 ранга И.И. Кайсарова и двух прамов под командованием лейтенантов П. Прончищева и А. Соймонова, со шведской гребной флотилией в составе 18 галер и прама в Аландских шхерах у острова Корпо (Корпострем). Несмотря на превосходство в силе, шведы после полуторачасового боя отступили.

1742, 20 (31) мая - 29 июня (10 июля):

Отряды русских кораблей совершили походы для крейсерства в Финском заливе в районе Березовых островов. Столкновений со шведами не было.

1723, 20 (31) мая:

Введена в действие разработанная Петром I новая «Табель о корабельных препорциях» — первая классификационная таблица отечественных боевых кораблей, согласно которой предусматривалась постройка кораблей только 100-, 80-, 66- и 54-пушечных рангов (по числу пушек), а также 32-пушечных фрегатов.

1709, 20 (31) мая:

Петр I написал «Рассуждения об учреждении флота Азовского моря», в котором были определены состав флота, а также размерения и вооружение кораблей.

1696, 20 (30) мая:

Во время второго Азовского похода в устье Дона произошло первое столкновение с турецкими судами. Казаки под предводительством атамана Фрола Минаева на 40 лодках напали на турецкие суда и сожгли один корабль и 9 малых транспортных судов.

1694, 20 (30) мая:

Фрегат "Святой апостол Павел". Художник А. Карелов
Фрегат "Святой апостол Павел". Художник А. Карелов

В Архангельске в присутствии Петра I было спущено на воду торговое судно - 24-пушечный фрегат «Святой апостол Павел» (длина около 26 м, ширина 6,6 м, осадка 2,7 м), заложенное в 1693 году на Соломбальской верфи. Строители - Н. Виллим и Я. Раис.

Летом 1694 года Петр отправил это судно под русским государственным флагом в первое дальнее плавание в Голландию с казенным товаром (поташем, смолой, хлебом и лесом).

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты мая 2024 года.