4 мая этого года исполнилось 140 лет со дня рождения второго и последнего министра председателя временного правительства Александра Керенского. Его взлет был таким же стремительным, как и падение. У него были все шансы стать новым русским диктатором, но Керенский пошел по другому пути и буквально за полгода растерял любовь публики. После 1917 года он навсегда исчез с Российской политической сцены.
Правитель от Бога
Керенский попал на первую высокую должность в марте 1917 года. Будучи адвокатом и депутатом Госдумы, он был назначен министром юстиции Временного правительства. Уже через 4 месяца Керенский достигает пика своей карьеры: он одновременно занимает посты министра-председателя и военно-морского министра. С такими полномочиями он располагает почти диктаторской властью.
Тогда же общество начинает сходить по Керенскому с ума. И народ, и политики видят в нем идеального лидера. Люди на улице хотят прикоснуться к нему, как к святому, берут цветы из его рук и делят их на талисманы. Даже отрекшийся Николай II пишет о нем в своем дневнике:
«Этот человек положительно на своем месте в нынешнюю минуту. Чем больше у него будет власти, тем лучше».
В провинции Керенский становится кумиром молодежи и любимцем барышень. Вот какое стихотворение о министре-председателе пришло в журнал «Летопись» от девушки из Моршанска:
«Гляжу портрет его.
Какое славное лицо,
Как много мужества, ума и воли.
И стало на душе легко –
Анархии не будет боле.»
От сотен ежедневных рукопожатий у Керенского уже начала болеть рука, и он стал по-наполеоновски закладывать ее за отворот одежды.
Солдатский мотиватор
В июне Керенский планирует наступление на фронтах Первой мировой. Его ораторский талант помогает солдатам набраться решимости, но стоит министру покинуть позиции, как войска теряют мотивацию, атаки проваливаются, а солдаты бегут. За необходимость постоянно подбадривать войска речами Керенскому дают прозвище «Главноуговаривающий».
Неудачи на фронте начинают расшатывать позиции Керенского. Вчера он выступал ярым либералом, а сегодня пытается навести в армии жесткую дисциплину: вводит смертную казнь на фронте и военно-полевые суды для дезертиров. Но ничто не помогает, и Россия с позором выходит из войны. В городах проходят антиправительственные демонстрации с человеческими жертвами.
Конфликт и провал
Керенский продолжает сосредотачивать власть в своих руках, но это начинает работать против него. В августе главнокомандующий армией генерал Корнилов организует мятеж в попытке пресечь анархию в стране и разбавить единоличную власть Керенского. Однако без поддержки партий и политиков выступление проваливается, а Керенский обвиняет Корнилова в попытке организовать военную диктатуру.
После такого армия отворачивается от Керенского, и тот привлекает на свою сторону опальных большевиков, фактически прокладывая им дорогу во власть. В этот момент Керенский перестает быть всеобщим любимцем: вокруг его персоны возникает конфликт и море противоречий.
Это прекрасно отразила в своем дневнике русская поэтесса Зинаида Гиппиус. В августе 1917-го она пишет:
«Керенский – вагон, сошедший с рельс. Вихляет, качается болезненно. Он близок к концу. Он клялся быть с демократией, «умереть без нее» – и должен действовать без нее, даже как бы против нее. В этом ужасе есть внутренний трагизм».
Союз с большевиками продлился не долго. У них были свои планы и для Керенского в них не было места. Уже в сентябре они открыто пишут в газетах, что планируют переворот. В октябре 1917-го Керенский бежит из Зимнего дворца, а в июне 1918-го выезжает за границу по чужим документам и больше не возвращается.
Подумать только: если бы не конфликт Керенского и Корнилова, история России могла бы пойти совсем иным путем. Как думаете, мог бы Керенский удержать власть, если бы не разругался с армией?