Найти тему
Анастасия Меньшикова

Что-то с памятью моей стало

Всегда было интересно понять, как устроена наша память. По каким законам и правилам она работает. Чьим приказам подчиняется. Почему одни события остаются в ней навсегда, а другие мгновенно забываются? Почему мы можем помнить какую-нибудь ерунду из далёкого детства, но тут же забываем имя только что представившегося человека? Почему одни люди вписаны в книгу памяти золотыми буквами, а другие пылью, разлетающейся при лёгком дуновении ветра?

Мы можем лишиться времени, здоровья, денег. А можем лишиться памяти. Представьте на мгновение, что ваш мозг взбунтовался и решил стереть из головы все прошлые воспоминания. Как вы себя будете чувствовать? Вы перестанете понимать, кто вы, чем жили раньше, что делали и с кем общались. Вы больше не помните некогда дорогие вам лица. Весь прошлый опыт превратился в мусор. Кумиры повержены, пороки забыты…

В Америке улицы названы безликими цифрами: Десятая Авеню, Тридцать пятая Стрит, а у нас не только крупные города и широкие проспекты, но даже узкие переулки и заброшенные посёлки носят звучные и славные имена. Чтобы всегда помнили. Правда, их иногда переименовывают, а затем снова возвращают исторические названия. Видимо, чтобы забыли навсегда.

Популярность – явление непостоянное, это когда человек востребован только в данный отрезок времени, а потом его имя вычеркивается и безжалостно выбрасывается на свалку истории. Настолько безжалостное и непостоянное, что мы с лёгкостью забыли имена тех, кто изобрёл фортепиано, печатный станок и колесо, но прекрасно помним изобретателей ядерной и водородной бомб, и автомата.

Кто сегодня знает, что Елизавета Фёдоровна Романова была первой сестрой Милосердия и без сожаления променяла красивую светскую жизнь на жизнь ради спасения людей? Думаю, что единицы. Но зато каждый из нас помнит имена серийного убийцы Чикатило, гангстера Аль Капоне и романтическую пару грабителей Бонни и Клайд. На одном уровне с Моцартом стоит Сальери, а с великим русским писателем Пушкиным – французский авантюрист Дантес. А про неоднозначность личности Иосифа Сталина даже не хочется говорить.

Почему человеческая память помнит негодяев как минимум наравне с героями? А иногда вообще запоминает только негодяев. Не верите?

Вспомните историю жизни Наполеона Бонапарта. Маленький, невзрачный, несчастный человек, погрязший в ненависти и тщеславии. Одним взмахом руки отправлял сотни солдат на верную смерть. И всё ради чего? Чтобы доказать свою значимость и упиться славой. Залил кровью всю Европу. Мечтал завоевать весь континент. И где теперь те герои, которые сражались против него? Они свалены в братскую могилу, и никто из потомков не помнит их имён.

Зато о Бонапарте напишут труды десятки историков. О его последних днях жизни на острове Святой Елены, о его любви к Жозефине, о его победах и поражениях. О нём снимут фильмы и рекламные ролики. Домохозяйки назовут в честь него вкуснейший торт, а истинные ценители будут отдавать предпочтение прекрасному коньяку тоже названому его именем. И даже под Ватерлоо установят памятник не победителям-героям, а главному злодею, нарушителю мирового покоя – Наполеону…

Так что же не так с нашей памятью? Почему мы помним одних, но не помним других? Может, это такая защитная реакция – забывать ненужное? Стираем использованные файлы и заменяем их новой информацией. И сохраняем лишь то, что нам навязывает общество, то, что нам не дают забыть.

Население Земли составляет миллиарды людей. Каждый день кто-то рождается и умирает. Понятно, что всех запомнить просто невозможно. Но вспомнить друга детства и написать ему сообщение, позвонить своему любимому человеку, набрать номер телефона родителей, отнести цветы на могилы ушедших родственников – в этом нет ничего сложного, но, может, в этом и заключается высшее проявление памяти – научиться ценить тех, кто нам по-настоящему дорог.

А как у вас дела с памятью? Помните плохое? Или запоминаете только хорошее?