КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ: РЕМОНТ, ОШИБКИ, РАЗНАЯ СТОИМОСТЬ, КОНТРАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ

(далее ДВС – Двигатель Внутреннего Сгорания)

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ (далее ДВС – Двигатель Внутреннего Сгорания) Двигатель внутреннего сгорания любого автомобиля независимо от типа топлива - сложный агрегат, состоящий из огромного числа...

Двигатель внутреннего сгорания любого автомобиля независимо от типа топлива - сложный агрегат, состоящий из огромного числа деталей и элементов (до 5000), которые образуют целые взаимосвязанные системы.
Основная задача любого двигателя – крутить маховик (большой круглый металлический диск) с такой силой, чтобы приводить авто в движение. На достижение такой простой цели разрабатываются и совершенствуются различные системы, отвечающие за разные процессы в ДВС:

- одна из отдельных систем подаёт топливо в камеры сгорания;

- вторая синхронизирует работу впрыска топлива, его возгорания, механического открытия и закрытия клапанов, поступающего воздуха и вывода отработавших газов;

- третья, электрическая система, регулирует объём воздуха, нужный для возгорания топлива;

- четвертая же система охлаждает ДВС и следит за температурой, и так далее...

Именно поэтому на моторе стоит большое количество датчиков, регуляторов, клапанов - всё это связано большим количеством проводов, ремней или цепей и пр. Установлен отдельный компьютер, иногда и не один, который обрабатывает большой поток информации и всё автоматически регулирует, а так же подсказывает, где именно искать неисправность в случае нарушения работы.

Конечно же, каждая деталь имеет свой ресурс: металл истирается, пластик, резина и пр. полимеры теряют свои свойства, жидкости окисляются, ремни и цепи растягиваются; в электрику и датчики попадает влага, прокладки под давление начинают пропускать воздух или жидкость и т.д.

Для того, чтобы при первой неисправности нам не приходилось выкидывать двигатель и ставить новый, производители-автогиганты вместе с выпуском новой модели автомобиля предоставляют полную документацию, которая содержит все возможные поломки и способы их устранения, а также схемы и каталоги, в которых можно найти те или иные запчасти. Конечно же, в условиях рыночной экономики спрос рождает предложение, благодаря чему мы имеем большую развитую по всему миру сеть изготовителей и продавцов всех возможных запчастей, готовых по номеру из каталога предоставить нужную деталь.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ (далее ДВС – Двигатель Внутреннего Сгорания) Двигатель внутреннего сгорания любого автомобиля независимо от типа топлива - сложный агрегат, состоящий из огромного числа...-2

Но что же такое капитальный ремонт двигателя?

И чем он отличается от обычного текущего ремонта?

Когда на автомобиле, к примеру, изнашиваются и перестают выполнять свою функцию свечи зажигания, как правило, их можно заменить достаточно быстро, имея небольшой набор инструментов. Но когда, например, между поршнем и блоком цилиндра, что является «сердцем» мотора, появляется большой зазор, в результате чего нарушается нормальная работа ДВС, то для устранения такой неисправности мотор приходиться разбирать полностью. Вот именно такой ремонт, когда ДВС нужно полностью разобрать по той или иной причине, и называют капитальным.

При таком ремонте после полной разборки к каждой детали появляется прямой доступ, её можно посмотреть, замерить, протестировать и принять решение о необходимости замены - это несомненно плюс, т.к. по результатам капитального ремонта вы получаете ДВС сопоставимый по ресурсу с новым мотором, при соблюдении всех норм завода изготовителя. Не все знают, но сейчас даже некоторые новые оригинальные запчасти или агрегаты, поставляемые самим заводом, могут быть частично изготовленными или собранными с использованием б/у деталей и, как правило, такие запчасти имеют в каталоге производителя пометку «восстановленная деталь» или, например, «не для гарантийного ремонта».

К минусам капитального ремонта можно отнести высокую стоимость и длительный срок.

Высокая стоимостьобъясняется большими временными затратами механиков, необходимостью использования специального инструмента и технологий, большим списком новых запчастей и пр.

Длительный срок ремонта (от нескольких дней до месяцев) объясняется так же большим объёмом работ и сроком поставки нужных запчастей. Иногда нужной детали может не быть в наличии в вашем городе или даже стране.

Причины такого ремонта могут быть совершенно разные. Конечно, при идеальных условиях эксплуатации (качественные масла и прочие технические жидкости, хорошее топливо, своевременные технические обслуживания и осмотры) ДВС имеет ресурс множества сотен тысяч километров пробега. Однако, в современных реалиях мы можем наткнуться на низкое качество запчастей или поддельные масла, не увидеть вовремя ту или иную поломку, заправиться некачественным топливом.

К примеру, многие производители автомобилей указывают какие именно
масла нужно заливать в тот или иной мотор, такие масла сохраняют свои свойства, например, 10 000 км пробега в среднем.
Автолюбитель (как и профессионал, к сожалению) может неправильно подобрать масло, следуя по чьему-то совету, не зная о тонкостях подбора масла (допуски производителя, высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига и т.д.), либо нарваться на подделки, которые у нас повсеместно распространены, а также не знать, как часто необходима замена.
Перечисленные примеры ошибок приведут, как минимум, к неправильной работе и повышенному износу мотора (другое давления, толщина масляной плёнки), как максимум, к его заклиниванию и полной неисправности.

Подобное можно сказать и про охлаждающую жидкость (далее ОЖ), в простонародье – антифриз. Атифриз представляет собой смесь воды, этиленгликоля, чтобы не замерзать при отрицательной температуре, и различных присадок (противопенных, антикоррозийных и прочих). Данные присадки бывают органические и неорганические, различные амины, фосфаты, бораты, силикаты и т.д. Далеко не все знают о таких нюансах и руководствуются, в лучшем случае, цветом ОЖ, хотя на прилавке магазина могут стоять рядом два красных антифриза абсолютно не совместимых друг с другом, и даже продавец может не знать таких тонкостей. Смешивание таких несовместимых ОЖ может привести к выпадению осадка, слипания элементов и, как следствие, нарушению охлаждения двигателя, перегреву и заклиниванию.

Нередки случаи, когда то или иное уплотнение начинает пропускать, к примеру, масло. Автолюбитель не проходит своевременно осмотр или механик на СТО при осмотре не замечает течь по тем или иным причинам. Масло вытекает, детали начинают работать без смазки и тоже заклинивают.

Бывает, при покупке свечей зажигания автолюбитель или продавец совершает ошибку подбора, и в результате устанавливается
свеча с другим зазором или калильным числом, что ведёт к неправильному воспламенению, более высокой температуре вспышки и прогоранию клапана, например.

Бывает, так же по причине ошибки подбора, устанавливается масляный фильтр, который подходит по резьбе и размерам, но рассчитан на другое давление (имеет внутри иной клапан и объём фильтрующего элемента), в итоге, низкое давление масла может так же привести к заклиниванию ДВС.

Эти примеры можно перечислять до бесконечности. Как правило, все они возникают по причине низкой квалификации продавца или сотрудника СТО, желание больше заработать (не качественные запчасти и жидкости стоят дешевле), а также желание владельца авто сэкономить и т.д.

Сам капитальный ремонт ДВС тоже не отличается простотой и содержит огромное количество неочевидных нюансов. Двигатели могут быть как относительно простые (например, старые моторы ВАЗ), так и намного более сложные, т.е. содержать намного больше систем и деталей (например, современные немецкие моторы). Усложнение происходит исходя из рыночной конкуренции. Каждый производитель старается создать новый двигатель всё более эффективным, т.е. потребляющим меньше топлива при большей мощности, всё менее шумным, с меньшей вибрацией и т.д., но при этом сохраняя конкурентную цену на новый автомобиль. Развитие технологий позволяет рассчитывать и изготавливать все элементы и детали более лёгкими и недорогими - это приводит к существенному сокращению срока службы ДВС.

ЭТАПЫ РЕМОНТА ДВС

Возвращаясь к самому процессу капитального ремонта двигателя, его можно разделить на следующие этапы:

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ (далее ДВС – Двигатель Внутреннего Сгорания) Двигатель внутреннего сгорания любого автомобиля независимо от типа топлива - сложный агрегат, состоящий из огромного числа...-3

Предварительная диагностика: на этом этапе проводятся различные замеры и осмотры ДВС, считываются разные показатели, чтобы предварительно выяснить, что же в моторе неправильно работает. Конечно же, производится визуальный осмотр для выявления течей и видимых повреждений. Слушается работа тех или иных элементов для определения посторонних шумов. Замеряется компрессия, давление масла. При помощи компьютера считываются показатели датчиков и прочие цифровые сигналы, а так же множество других процедур. Все необходимые в рамках диагностики процессы позволяют сделать предварительные выводы о поломках и износе.
Можно на основании опыта подобных ремонтов и документации сделать предварительный расчёт стоимости.

Разборка и полная дефектовка двигателя: ДВС полностью разбирается, в некоторых случаях требуется его полное снятие, а в некоторых - ДВС частично остаётся внутри авто. Каждая необходимая деталь моется. Запчасти, подверженные износу, тщательно дефектуются. К примеру, измеряются люфты подшипников насоса ОЖ, растяжение цепей (при их наличии), геометрия поршней и блока цилиндров сравнивается с максимально допустимыми значениями завода-изготовителя, измеряется износ и кривизна коленвала, проверяется плоскость головки (головок) блока цилиндра и большое количество прочих измерений. По завершению этого этапа можно составить практически полную смету, согласовать ремонт окончательно, заказать необходимые детали у поставщиков.
Этот этап достаточно сложный, так как на нём необходимо не упустить ни единый нюанс в процессе дефектовки. Часто причинами скоротечного повторного ремонта является
пропуск специалистами того или иного процесса или не желание использовать высокоточные измерения на этапе промеров (когда механик «на глаз» определяет износ), либо не осуществляется поиск всех размеров в технической документации (банально - лень сотрудников СТО).

Непосредственно ремонт и сборка: к примеру, при выявлении износа поршневой группы блок двигателя подвергается расточке или перегильзовке. Блок ДВС – это самая большая деталь, которая представляет собой литой кусок металла с цилиндрическими отверстиями, внутри которых происходит воспламенение и движутся поршни. Т.к. внутри него происходит трение металла об металл, несмотря на масляную плёнку, цилиндр в верхней плоскости со временем становится эллипсом, увеличивается зазор. Сам блок очень дорогой и завод-изготовитель подразумевает его возможный механический ремонт, либо цилиндры растачиваются специальным станком на доли миллиметра до восстановления окружности, устанавливается поршневая чуть большего диаметра, либо цилиндр представляет собой гильзу внутри блока, которую можно поменять. Так же дорогим, но часто пригодным для ремонты является коленвал, который также можно расточить или отполировать при необходимости, не прибегая к дорогостоящей замене. Часто ремонту подвергается головка блока цилиндра, которая устанавливается сверху на блок.
Сама головка прилегает к блоку идеально ровной плоскостью, которая не редко нарушается впоследствии перегрева. Такую головку шлифуют на фрезерном станке, восстанавливая плоскость, после чего устанавливается прокладка большей толщины для компенсации снятого слоя металла. Внутри головки меняются при необходимости клапана и сальники клапанов, которые изготовлены из полимеров и со временем теряют свои свойства. Большинство прокладок, сальников и герметиков внутри двигателя являются одноразовыми, поэтому по регламенту меняются в обязательном порядке при демонтаже/монтаже. По той же причине меняются многие болты и прочие крепёжные элементы, подверженные растяжению и износу резьбы.

Двигатель собирается в строгой последовательности. Сборка мотора достаточно сложный и ответственный процесс, который полностью зависит от СТО. Ключевыми показателями качества, и как следствие ресурса двигателя после ремонта, являются использование технической литературы изготовителя, соблюдение всех норм и правил. К примеру, множество болтов головки блока (и масса других) затягиваются в специальном порядке и специальным усилием, с использованием специального динамометрического ключа. Такие процедуры отнимают много времени, часто механик затягивает различные болты «от руки», чтобы ускорить процесс. Многие сальники устанавливаются с использованием специальных оправок, для соблюдения соосности и целостности. Конечно же, пренебрежение подобными нормами ни к чему хорошему не приводит. Не редки случаи халтурного отношения и к заказу, и подбору деталей. Сотрудник может ошибиться в подборе или не заказать множество мелочей, которые требуют замены. В результате механик вынужден устанавливать старые детали, которые могут подвести в самый не подходящий момент.

Заливка технических жидкостей, проверка работы и адаптации: после того, как сборка завершена, в ДВС заливаются масла и пр. жидкости. Работа мотора проверяется на разных температурах и оборотах. Часто требуется подключение диагностического оборудования для совершения различных адаптаций (почти всегда, к примеру, необходимо провести адаптацию дроссельной заслонки для установки необходимого кол-ва поступающего в мотор воздуха). Это обусловлено тем, что в компьютере автомобиля многие значения обнуляются при отключении тех или иных систем. Если были проведены различные ремонты поршневой (ранее упоминавшиеся расточки и шлифовки), то устанавливается срок «обкатки», на время которого требуется более щадящий режим и по истечению требуется замена масла и фильтра.

По итогу можно сделать вывод, что капитальный ремонт современного двигателя - это сложный многоуровневый процесс, требующий квалификации и ответственного отношения всех причастных к процессу. Только при соблюдении всех базовых норм технической документации и использовании качественных запчастей можно рассчитывать на то, что ваш мотор получит ресурс сопоставимый с новым мотором.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ (далее ДВС – Двигатель Внутреннего Сгорания) Двигатель внутреннего сгорания любого автомобиля независимо от типа топлива - сложный агрегат, состоящий из огромного числа...-4

ПОЧЕМУ СТОИМОСТЬ РЕМОНТА ДВС ВЕЗДЕ РАЗНАЯ?
Конечно же, в условиях современности владелец авто не знаком со всеми сложностями такого процесса, что приводит к непониманию, почему в разных СТО стоимость и сроки одного и того же ремонта на порядок может отличаться. Нынешняя ситуация не редко диктует необходимость сильной экономии. Часто автолюбители «голосуют кошельком», не вникая в подробности и тонкости. Это рождает большое количество стереотипов и недомолвок.

КОНТРАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ИЛИ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ?

Как альтернативу иногда рассматривают покупку б/у двигателя, в целях экономии. Такое решение рационально в случаях:

- невозможности ремонта традиционными методами за разумные средства, к примеру, пробит дорогостоящий блок;

- невозможности простоя авто, к примеру, коммерческий транспорт не может стоять дольше одного дня и можно заранее заказать б/у ДВС, поменяв его за один день;

- невозможности приобрести нужные запчасти;

- возраст автомобиля, так как на очень старые автомобили некоторые редкие запчасти могут больше не выпускать, а так же, чем старее автомобиль, тем выше вероятность того, что купленный б/у двигатель будет в таком же состоянии, что и ваш, если речь не идёт о серьёзных повреждения, а о большом расходе масла, к примеру).

Следует учитывать так же тот факт, что часто продавцы б/у ДВС не сообщают реальный пробег или год автомобиля-донора. На сайтах объявлений моторы десятилетней давности сплошь с указанными пробегами 50 – 70 тыс.км, когда такие авто десятилетней давности в основном с пробегами 100 – 300 тыс.км.

О СКОРОМ ИСЧЕЗНОВЕНИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Сейчас глобально идёт тенденция к унификации всей автомобильной промышленности и моторы не стали исключением. На десяти автомобилях разных европейских, японских, корейских, американских и китайских марках может стоять одна и та же модель ДВС, потому что эти предприятия сотрудничают, производят моторы совместно на одних заводах. Конечно, это позволят удешевить разработку и производство без потери качества, что положительно сказывается на конечной стоимости продукта. Скорее всего, в будущем стоимость ДВС продолжит уменьшаться, как и ресурс эксплуатации, что приведёт к исчезновению капитальных ремонтов в принципе. Рациональней будет приобрести новый мотор в сборе и заменить его. Так же унификация способствует появлению конкуренции, в производстве одних и тех же двигателей. В связи с тем, что один японский дизельный двигатель стал очень популярным для японского, корейского, китайского коммерческого транспорта, в Китае, к примеру, при наличии оригинального завода производителя этих моторов, стали появляться кооперативы, производящие такие же моторы намного дешевле. Конечно же, в ущерб качеству, так как в этом сегменте существует спрос именно на дешёвые двигатели, пусть с меньшим ресурсом.

Остались ли у вас вопросы?
Возможно, вы сталкивались с выбором капремонта ДВС?
Делитесь, обязательно прочтем и ответим.