***
Такой спецназ нам не нужен! Новая военно-историческая драма.
(De Oost, 2020, Нидерланды)
Товарищи голландцы, вы ли это?
Просто, знаете, в последнее время от вас уже не ждёшь очередную "Чёрную книгу", а ждёшь в основном пропахшую ха-ха-травой кинопродукцию вроде "Преследования", "Колумнистки", "Человека с пистолетом" и "Добычи". Ну или в крайнем случае, когда вас ненадолго "отпускает", вы снимаете каких-нибудь эпичных "Адмирала" (2015) или "Радбода". Но и к их героям есть вопросы, почему они порой ведут себя так, будто в их исторические эпохи "травяные" поля уже колосились и герои снимали с них по три ха-ха-урожая в год.
Однако "Восток" совсем не таков, хотя, конечно, дым голландского отечества ощутим и в нём, даром что снят далековато от кофешопов Амстердама - в бывшей голландской колонии Индонезии.
Итак, Вторая мировая закончена и недобитые японские оккупанты отчалили из Индонезии обратно на свои острова. В связи с чем наивная Индонезия решила, что наконец-то обрела независимость от своих довоенных колонизаторов-голландцев и объявила об этом всему свету.
Ага, щазз!
И вот уже пафосно именующие себя помощниками в наведении послевоенного закона и порядка, голландские войска высаживаются на строптивые острова. После чего все шибко независимые индонезийцы похватали брошенное японцами оружие, обозвались повстанцами и ушли в джунгли. А те, кому и под голландцами жилось неплохо, повздыхали и продолжили выращивать рис, а также содержать бордели и бары, чтобы новым старым оккупантам было где тратить своё солдатское жалование.
20-летний Йохан (Мартин Лэйкмейер) отправился миротворить в Индонезию добровольцем. Конечно, не от хорошей жизни. Так уж вышло, что во время войны папка Йохана работал на немцев и теперь мотал за это долгий срок. И фиг бы с ним, да только парню приходилось выслушивать от каждого встречного нелицеприятное и о своём родителе, и о себе, как о его сыне, ведь народная молва не ведает такого закона, что дети за отцов не отвечают.
Полагая, что надолго сбежал от всего этого на другой край света, в действительности Йохан никуда не сбежал. Потому что и среди его однополчан нашлись те, кто знал его на "гражданке" и не собирался давать ему забыть, кто он такой.
Впрочем, даже когда дело доходило до драк, это были уже терпимые трудности. Ибо по большей части всех остальных прошлое Йохана не волновало - хватало служебно-боевой рутины, чтобы ещё копаться в грязном белье товарищей.
И всё-таки Йохан решил доказать себе и другим, что равнять его с отцом ошибочно. Познакомившись волею случая с одним крутым сержантом из "вольнонаемных" по прозвищу Турок, отлично знавшим эти места и людей, Йохан произвел на него впечатление и стал его помощником. В том числе в несанкционированных командованием операциях, куда Турок тоже его "припахивал".
А тут весьма кстати Турку приказали создать спецотряд для особо жёсткой борьбы с повстанцами, куда, естественно, были взяты уже не только Йохан, но и его соратники.
Только двух вещей пока не знал парень: для каких именно задач создавалось это подразделение, и хватит ли у Йохана духу выдержать такую службу, ведь ни о чем подобном его заранее не предупреждали...
***
В общем, видали мы, разумеется, военные драмы и круче, и суровее, и кровавее, но, скажем начистоту: картина некоего Джима Тайхутту тоже достаточно серьёзная, жестокая и выпадающая из ряда нынешних голландских картин "для широкой публики".
Разве что развязка и финал "Востока" получились довольно экстравагантными, зато не банальными. А также оживляющими последнюю часть фильма драйвом, которого в первой его половине явно недостаёт. Ну и освещённые Тайхутту, послевоенные события тоже сами по себе интересные и в художественном кино показываются крайне редко.
Короче говоря, любителям серьёзного военно-исторического кино стоит как минимум ознакомится, хотя особо шокирующих откровений и не ждите.