Химические чудеса маленьких учёных

«Перед обучением равны все дети. Будь то “особенные”, из неблагополучных семей или те, кто оказался в сложной жизненной ситуации», — говорит руководитель клуба юных химиков «Фарадей» Ирина РАШКОВАН.

«Перед обучением равны все дети. Будь то “особенные”, из неблагополучных семей или те, кто оказался в сложной жизненной ситуации», — говорит руководитель клуба юных химиков «Фарадей» Ирина РАШКОВАН. Именно поэтому она со своей командой подготовила и запустила проект «Доступная наука». Реализуется он при грантовой поддержке Росмолодежи.

— Ирина Леонидовна, расскажите, как пришла идея создания такого проекта?

— Начнем с того, что сам клуб существует три года. Мы участвуем во многих благотворительных мероприятиях, и в связи с этим пришло понимание необходимости создания и реализации такого проекта, чтобы особенные дети и те, кто оказался в сложной жизненной ситуации, могли совершенно бесплатно начать постигать науку. В нашем случае — это химия. Так и был написан проект «Доступная наука» с целью поддержки возможностей для развития «особенных» ребятишек в науке. Очень радует, что нашу идею поддержала Росмолодежь. И вот 9 апреля состоялось официальное открытие в виде круглого стола, а 21 апреля наши педагоги уже провели первый мастер-класс.

— Кто состоит в вашей команде?

— Прежде всего, это Арина Рагозина — руководитель проекта, студентка 3-го курса Медико-психологического института ХГУ, педагог клуба «Фарадей», сотрудники Елена Виноградская и Анна Иванова, а также волонтеры.

— Какие задачи вы ставили, реализуя данный социальный проект?

— Сейчас, из-за COVID-19, в последний год четко видно, как выросла роль биохимической сферы. Рискну сделать прогноз, что в скором времени у нас возрастет популярность таких профессий, как врач, лаборант, ученый в сфере биохимии, химии… Поэтому важно, чтобы ребята понимали: наука для них доступна. Также необходимо дать им возможность поучаствовать в экспериментах, показать, что это просто и интересно. В рамках школьной программы такие работы с реактивами очень редко проводятся на уроках. А тут… Представьте: ребята приходят, надевают халаты, пользуются пробирками, смешивают реактивы… Одним словом, попадают в настоящую лабораторию.

— Когда вы готовили проект, каковы были ваши ожидания от его практической пользы?

— Какие цели мы ставили, такие и хотели увидеть результаты: первое — показать ребятишкам полезность и простоту науки, даже со многими ограничениями можно реализовать себя в области химии и биологии. И второе — это доступность. Что это значит? Может случиться так, что ребенок утром заявляет маме, что никуда не хочет идти, или родители слишком заняты работой, чтобы привести сына или дочку к нам на занятия. Поэтому в рамках реализации проекта мы расширили количество времени, когда дети и родители могут прийти в лабораторию, также стараемся откликаться на приглашения съездить куда-то, плюс участие в проекте бесплатное.

Территория проекта — это Хакасия и юг Красноярского края, и мы уже побывали в Аскизе в обществе инвалидов, в школе-интернате, в Саяногорске и поселке Майна — в реабилитационных центрах и обществах инвалидов. Всего в проекте «Доступная наука» запланировано проведение минимум 1000 мастер-классов по химии.

— Расскажите о работе с вашими маленькими участниками.

— Это дети от 5 до 15 лет с такими «особенностями», как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, с онкологическими заболеваниями и так далее, а также дети из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. За апрель–май мы уже провели большое количество мастер-классов, в том числе и в Абакане — в школе-интернате для детей с нарушением слуха, в школе-интернате для детей с нарушением зрения, в Фонде поддержки семьи и детства, а также работали с детьми из общества инвалидов. Взаимодействовать с такими ребятишками нужно, разумеется, с пониманием, вниманием и терпением. Были случаи, когда ребенку в силу его ограничений педагоги не могут доверить никакие материалы, а что уж говорить про колбы, клей или реактивы. Однако и они не остаются в стороне. Для них просто иметь возможность посидеть со всеми и посмотреть на работу товарищей — уже целое событие, полное эмоций.

Очень часто «особенности» детей сильно сковывают их коммуникабельность. Это видно невооруженным глазом. Они заходят, смотрят на все с подозрением, понимают, что все вокруг знают об их особенностях развития, поэтому ведут себя не так активно, как другие дети. И задача педагога не только не растеряться при работе с таким ребенком, но и расположить его к себе, заинтересовать делом. Иногда, опять же в силу обстоятельств, рядом с ребенком требуется присутствие родителя. Вообще, на перспективу, работа в научной лаборатории не требует активной коммуникации. Поэтому, если особенный ребенок поймет, что наука — это то, что ему интересно, захочет разбираться дальше, то в будущем, вполне возможно, он сможет стать специалистом данного направления.

— Какие занятия проходят на мастер-классах?

— Фактически мы организовали два больших мастер-класса. Первый — изготовление слаймов. Эти игрушки пользуются большой популярностью у детей. Они не только являются «антистрессом», но и отлично развивают моторику. И второй мастер-класс — мыловарение. Дети приходят, сами смешивают необходимый состав, добавляют краситель, даже выбирают понравившиеся ароматы и украшают готовое мыло, например цветами. Все, что делают ребята на мастер-классах, они забирают домой.

Важным аспектом любых химических экспериментов всегда является безопасность. Самый популярный вопрос от юных химиков, когда они приходят в лабораторию на занятия: «А взрывать будем?» Да, некоторые химические реакции могут сопровождаться взрывами или выбросами паров и дыма. А в Интернете вообще всегда все просто и эффектно. Но чтобы проводить яркие опыты, нужно, прежде всего, обезопасить себя. Мы объясняем это детям на занятиях, а они уже дома десять раз подумают: химичить ли самостоятельно, или дождаться родителей, или лучше прийти в клуб и сделать это с педагогом.

— Когда и как планируете подводить итоги работы проекта?

— Сейчас он набирает обороты, но думаю, что в июне работа завершится. Уверена, что проведем то количество мастер-классов, которое запланировали изначально. А завершится все еще и конкурсом научных работ. То есть, те ребята, которые принимали участие в проекте, будут готовить научную работу в виде реферата, видеоролика или презентации — все зависит от возможностей и желания наших участников. Тема научной работы — «Домашний опыт». Ребенок может сам провести какой-то опыт с любыми продуктами или средствами либо в компании с родителями. Этим конкурсом мы даем ребятам возможность сказать: «Я не просто пришел и посмотрел, что такое химия, но и сам смог провести опыт». Конкурс пройдет в два этапа: первый — подготовка и предоставление самих работ, второй — презентация работы в нашем клубе. Самые лучшие будут отмечены призами в виде настоящих научных наборов, а также сувенирной продукции.

Мы уверены, что конкурс и наборы для настоящего химика еще больше разовьют интерес особенных ребят к науке, позволят еще дольше «растянуть» процесс доступности и простоты научной деятельности.

— Дать детям надежду и возможность реализоваться в жизни — это большое дело. Ирина Леонидовна, спасибо большое за беседу. Желаю вам, вашему клубу и маленьким ученым новых интересных проектов и только полезных опытов.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Ирины Рашкован и клуба «Фарадей»