Найти тему

Всё на продажу? Мастерская Левитана в Большом Трёхсвятительском переулке

Владение № 1 в Большом Трёхсвятительском переулке богато сразу несколькими знаковыми для Москвы достопримечательностями. Сегодня мы поговорим о мастерской Исаака Левитана.

Мастерская находилась во флигеле усадьбы Морозовых, о которой шла речь в предыдущей публикации.

Мастерскую эту предложил Левитану Сергей Тимофеевич Морозов, сын владельцев усадьбы Тимофея Саввича и Марии Фёдоровны Морозовых, директор-распорядитель хлопкового «Товарищества Никольской мануфактуры», основатель Музея кустарных изделий в Леонтьевском переулке. Меценат увлекался пейзажной живописью, нередко сам брался за кисть, даже подражал Левитану. Однако в конце концов он, по-видимому, разуверился в своём таланте и передал мастерскую своему кумиру

Сначала это была для Левитана только мастерская, однако в тяжёлые времена художник нашёл здесь приют и кров.

Известно, что в сентябре 1892 года (а Левитан тогда только приступил к созданию своей «Владимирки») из Москвы указом генерал-губернатора города великого князя Сергея Александровича в 24 часа депортировали 20 тысяч евреев, в том числе и уже известного живописца, как «лицо иудейского вероисповедания».

Через три месяца, благодаря ходатайству друзей, Чехова и Серова, он смог вернуться из скитаний по Тверской и Владимирской губерниям, добиться документа, разрешающего постоянное проживание в Москве. Поселился художник в том самом двухэтажном флигеле, где находилась мастерская.

Здесь в конце концов прекратились скитания Исаака Ильича, тут он провел последние годы.

Домик окружали заросли сирени. Жилые прекрасно меблированные комнаты располагались в первом этаже; наверх, в светлую мастерскую с большим окном, выходящую на север, вела витая чугунная лестница. Среди мольбертов, картин и ковров стояли несколько кресел, пианино, фисгармония. Помещения отапливались камином.

Фасад постройки имел выступающую двухэтажную ротонду с полуколоннами. Изначально домик строился как оранжерея, однако верхняя его часть специально для устройства мастерской была повышена и украшена наличниками и кокошником в русском стиле. Купол увенчался башенкой с флюгером-стрелой.

-2

Авторство проекта расширения флигеля принадлежало уроженцу Баварии архитектору Петру Александровичу Дриттенпрейсу. Он же занимался перестройкой главного дома усадьбы после её покупки супругами Морозовыми.

Высота потолков мастерской наконец позволила Исааку Левитану, который ранее ограничивал себя камерными полотнами, писать крупноформатные картины. Здесь, в Трехсвятительском, были им написаны такие хрестоматийные вещи, как «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро».

В мастерской живописца навещали его друзья А. П. Чехов, Ф. О. Шехтель, Ф. И. Шаляпин, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак. К. Ф. Юон и, разумеется, коллекционеры Третьяковы. Любопытно, что сюда к Левитану однажды заглянул и тот самый градоначальник-антисемит великий князь Сергей Александрович с супругою великой княгиней Елизаветой Федоровной.

К пейзажисту заходил и будущий ученый Климент Аркадьевич Тимирязев, тогда еще один из первых фотографов-любителей.

В шаговой доступности от усадьбы Морозовых, в Малом Трёхсвятительском переулке, проживала супруга полицейского врача Софья Петровна Кувшинникова, нюансы взаимоотношений которой с Левитаном вдохновили Чехова на создание известного рассказа «Попрыгунья». Об этом я рассказывала в статье, посвящённой истории усадьбы Остермана.

После смерти Левитана во флигеле - мастерской до 1924 года существовал музей художника.

К столетию со дня рождения мастера, 30 августа 1960 года, было официальное решение исполкома Моссовета «Об организации в доме Левитана студии изобразительного искусства» как филиала Третьяковской галереи, которому предполагалось присвоить имя великого художника. Решение тем не менее осталось лишь на бумаге, а помещения флигеля отдали мастерским Художественного института им. В. И. Сурикова. Хоть на доме появилась мемориальная доска Левитану, но ротонда постепенно обрастала гаражами, а половина флигеля была разобрана.

Тогда же, в 1960-е годы, был составлен эскизный проект реставрации обветшавшего и много лет неотапливаемого здания.

В 2018 году Департамент культурного наследия Москвы заговорил о разработке проекта научной реставрации, но весной 2019 года дом-мастерская Левитана общей площадью 439,6 кв. м вдруг был выставлен на торги. Цена лота составляла 54 705 000 рублей.

Однако конкурс «в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие» признали несостоявшимся.

Тогда тревогу забил обеспокоенный судьбой памятника благотворительный фонд «Хитровка», о котором я много рассказывала в публикациях, посвящённых Хитровской площади. Его учредители А. Н. Баташев и Н. М. Аввакумов написали письмо депутату Госдумы Сергею Шаргунову с просьбой направить обращение к министру культуры Ольге Любимовой о необходимости срочно вмешаться и остановить продажу «без преувеличения мирового достояния, гордости России — дома-мастерской Исаака Левитана». В обращении говорилось, что москвичи считают целесообразным и логичным передать дом-мастерскую на баланс Государственной Третьяковской галереи для тщательной реставрации и использования по прямому назначению — в качестве выставочного зала, лектория.

26 июня 2019 года из аппарата правительства РФ поступило письмо, подписанное заместителем директора Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики правительства РФ Кариной Щербак: «Просим рассмотреть совместно ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» и ФГБУ «Российская академия художеств», представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения и в копии проинформировать заявителя».

Однако, по всей видимости, ни Третьяковка, ни Академия художеств не слишком заинтересовались уже сильно обветшавшим объектом.

-3

И тогда в декабре 2020 года была сделана ещё одна попытка продажи здания - на этот раз удачная.

8 декабря 2020 года состоялись электронные торги по дому-мастерской Исаака Левитана в Большом Трёхсвятительском переулке. У легендарного здания, где много лет жил, работал и умер великий пейзажист, появился новый хозяин — частная компания, связанная с известным московским галеристом, приобрела мастерскую за 61,2 млн рублей. Можно предполагать, что там все-таки будет музей. Вот только какой? Научную реставрацию здания и возрождение музея Левитана ни федеральное, ни московское правительство "не потянули".

ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА
ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА

Мастерскую продали просто как дом — хотя и с обременениями, характерными для объекта культурного наследия. Новый собственник должен выполнить то, что не успело почти за 100 лет сделать государство: отреставрировать мастерскую в течение семи лет. Почему здание, способное стать первоклассным музеем, стало чемоданом без ручки?

Начальная цена здания на декабрьских торгах — чуть меньше 47 миллионов рублей, в пересчете на квадратный метр (их в мастерской Левитана почти 440) получается около 107 тысяч рублей за квадратный метр. Это ниже, чем стоимость «квадрата» в обычной новостройке комфорт-класса. Итоговая цена получилась выше — 142 тысячи рублей за «квадрат», это тоже далеко не рекорд по московским меркам. При этом напоминаю, что здание «ушло» не с первой попытки — весной того же 2020 года при стартовой цене 54 миллиона рублей покупателей не нашлось.

ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА
ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА

Почему так дешево — понятно из извещения о торгах. Вот краткое перечисление минусов дома с точки зрения покупателя:

«Техническое состояние внутренних инженерных систем неудовлетворительное; для дальнейшей эксплуатации здания рекомендуется проведение капитального ремонта внутренних инженерных сетей и оборудования; отсутствуют зарезервированные мощности. Требуется выполнение новых подключений к внешним инженерным сетям».

Кроме того, необходимо устранить последствия самовольной перепланировки, которую, судя по всему, устроил предыдущий, государственный собственник дома — Академия художеств.

Есть и плюсы: приобретение дома дает «исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, занятого указанным объектом...». А участок, повторимся, — в самом центре, на так называемой Ивановской горке, между Солянкой и Бульварным кольцом.

Наконец, важное условие приобретения: в течение 7 лет новый собственник обязан провести работы по сохранению объекта культурного наследия. Проще говоря — отреставрировать левитановский дом.

«В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки»
ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА
ФОТО: НАТАЛИЯ ГУБЕРНАТОРОВА

Здание в плачевном состоянии, там нужно делать большой ремонт. По-видимому, цена покупки увеличится наполовину. Кроме того, проект реставрации или ремонта объекта культурного наследия нужно согласовывать. А заранее узнать, что конкретно потребуют от покупателя власти, не получается. Сначала купи, а потом требования узнаешь. Наконец, хоть это и дом Левитана, но продается как нежилое здание. Это означает, что придется заплатить еще НДС в размере 20%. Итог закономерен. Все, кто посмотрел, воздержались от участия в аукционе за 54 миллиона.

Покупателей, как считают юристы, пугает имеющаяся судебная практика: собственников, не выполняющих условия по сохранению культурного наследия, иногда действительно лишают прав на объекты недвижимости. Потом здание может быть продано повторно.

Так выглядит ситуация глазами обычного, лишенного сантиментов игрока рынка недвижимости (таковы, конечно, и все застройщики). Правда, во всех этих расчётах совершенно не учитывается, что здание это — знаковое для биографии одного из самых известных русских художников. И было бы, разумеется, желательно, чтобы здесь находился музей Исаака Левитана. Жаль, что у государства не нашлось для этого денег и сил. Но раз так - тогда слава Богу. что нашёлся инвестор, готовый вернуть зданию жизнь.

Кто же это? Торги выиграла галерея современного искусства OVCHARENKO, предложив самую высокую цену - 61 200 000 рублей (без НДС). Владелец Владимир Овчаренко утверждает, что в настоящий момент галерея может справиться со сложнейшей задачей реставрации здания, которое предполагается в дальнейшем использовать как выставочное пространство и художественный салон для продажи картин современных авторов. Галерея нацелена на работу с отечественными авторами и на международные программы. Будем надеяться, что всё запланированное осуществится и что бывшая мастерская Левитана обретёт новую жизнь как площадка для развития современного изобразительного искусства. Мне даже думается, что Левитан мог бы одобрить такую судьбу своей мастерской. Для сведения, основными конкурентами галереи Овчаренко на торгах были корпорация "Уралсиб" и пластические хирурги из Дагестана. Всё-таки отрадно, что искусство победило.

Другие публикации об Ивановской горке читайте здесь: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Расписание моих пешеходных экскурсий по Москве смотрите здесь.

До встречи!