Найти тему

О состоянии соременного такси

Вспоминаю я время от времени своего отчима на его подработке. После увольнения со своей прошлой работы стал подрабатывать в такси. Я был мелкий пацан, всегда любил кататься с ним, когда он был на работе. Под боком старая мигающая рация, постоянно доносятся разговоры таксистов между собой - шутят и общаются. Раньше, лет 10 назад, как было - куча, просто куча фирм такси (а город у нас был тысяч на 300 000 жителей в то время). И многие таксисты старались работать сразу в нескольких таких фирмах - чтобы было больше заказов.

Но вот стукнул мировой капиталистический кризис 2008 года и в сфере таки, как и во многих других сферах обслуживания, случились первые толчки к довольно большим проблемам. Первое дело - заказы для пассажиров стали незначительно дороже, а водители получали всё так же. Спросите - куда девалась эта разница в цене? А эту самую увеличенную прибавочную стоимость стали брать себе сами агенства такси. Всё больше и больше с течением времени стала увеличиваться разброс цен на заказы: от 50 до 500 рублей по городу за один час.

Но вот стукнул 2011 год и всем известная компания Яндекс зарегистрировала марку YandexGo. Уже тогда Яндекс, как и многие другие монополии узрели отсутствие крупных фирм в сфере такси и бросили туда взгляд. Уже тогда становилось понятно - как маленькие продуктовые ларьки закрываются от невозможности конкуренции с супермаркетами, так и небольшим конторам такси долго не прожить с такой крупной компанией под боком. Да, крупный капитал отныне начал захватывать и сферу такси - уже безостановочно, довольно быстрыми темпами. Такси пользуются очень много людей - это очень прибыльная сфера обслуживания, рано или поздно так должно было произойти.

-2

Вот в 2013 открывается и всем известный Uber. Отныне в сфере такси борются 2 гиганта, а не десятки мелких и средних контор - где же обещанная охранителями здоровая конкуренция?

Но что же мы можем наблюдать сейчас? Тотальная эксплуатация и нарушение прав рабочих. Впрочем страдает от этого не только сфера такси, но и многие другие области труда рабочего класса. На официальный сон программа Яндекс Такси даёт 5 часов при норме здорового сна 8-9 часов. ,,Где же антимонопольная служба?'' - спросите вы. А ей никуда и не встало бороться с Яндексом. Аркадий Волож - совладелец компании Яндекс - находится на 65 строчке в рейтинге самых богатых людей России. Его состояние колеблется в районе 1,5 миллиарда долларов.

Ежемесячно наблюдаются забастовки таксистов Яндекса. 17-18 апреля проходила крупнейшая забастовка по причине отказа гарантированных выплат, организованная печально известным блогеров Мих-Мих.

Проблема той забастовки в том, что они боролись с проявлениями неуважения от Яндекса, требовали единомоментного улучшения ситуации. Если уж и начинать полноценную борьбу за права рабочего класса - бороться нужно не с симптомами в лице отказа выплат, задержки зарплат и массовых увольнений, бороться нужно с самим заболеванием - крупным капиталом и капиталом в принципе. Только когда власть перейдёт в руки рабочего класса - тогда и только тогда права пролетариев будут уважать.