Скрытые саботажники умело демотивируют коллектив. Если саботажник - личность уважаемая (харизма, профессионал), то под его дудку будут плясать практически все. А компания будет оплачивать все эти диверсии.
Если в коллективе, где имеется саботажник, работают иные “униженные и оскорбленные”, то вместе они в один прекрасный момент собьют крепкий союз. Такой союз опасен. Во-первых, орудуя “шайкой”, они внесут раскол в коллектив. Даже мирные сотрудники, которые на работе работают, так или иначе вовлекаются в этот раскол.
Во-вторых, авторитет руководителя, который позволил процветать такому новообразованию у себя под носом, будет безнадежно утрачен. Руководитель не может справиться с сотрудниками - так и какой же он руководитель? Дырка от бублика!
Бывает и совсем печальная история. Объединившись, недовольные могут массово компанию покинуть, прихватив клиентские базы и прочие ценные ресурсы.
С деструктивными саботажниками диалог невозможен. Обычно они недовольны вообще всем - и текущими изменениями, и имеющимся застоем. Они против вообще всего того, что происходит в компании. Они против руководителей, директоров и собственников. Против мебели и оргтехники. Против однослойной туалетной бумаги в уборной.
При этом саботажниками могут быть абсолютно разные сотрудники. И изначально откровенные лентяи, которым лишь бы воду мутить от скуки. И вполне эффективные ранее сотрудники, которые по какой-то причине в компании разочаровались, но покидать ее не спешат. Такими сотрудниками обычно движут обида, злость и месть. Они уверены, что их недооценили. Им “недодали”. Большинству саботажников нужна власть. Не деньги, а именно власть. Цель их проста - возглавить “обиженных”, расшатав коллектив. С этой целью по восемь часов в день источается яд.
Толчком к саботажу со стороны ценных сотрудников может стать и конфликт с начальством, и неудовлетворенные амбиции, и даже задетое в разговоре самолюбие.
85% саботажников “имеют зуб” на конкретного человека, который представляет компанию. И всего около 10% саботирующих недовольны отсутствием повышения по службе, зарплатой и тому подобным.
Вести войны с саботажниками бессмысленно. Вместо решения насущных задач, вы погрязнете в разбирательствах и планах борьбы с ними. А еще это постоянный стресс. Поэтому саботажника правильно просто уволить. Но делать это нужно с холодной головой, не на эмоциях. Заранее подготовив кадру замену.
В некой компании под названием "Родное болотце" завелся скрытый саботажник. Товарищ был очень умный, харизматичный. Являлся в некотором роде “наставником молодежи”. Обладал ценными знаниями, которыми остальные "болотниковцы" не обладали - его уважали, часто обращались к нему за профессиональным советом.
Всем новичкам, приходящим в организацию "Родное болотце", сотрудник в шутливой форме (и наедине) рассказывал о том, что в данной конторе работать не рекомендуется - здесь царят обман и попрание всевозможных прав трудящихся. И это даже немного стыдно - работать в "Болотце". Вот он, саботажник, будет, к примеру, этого факта своей биографии очень стыдится. И делился ближайшим своими планами - он активно ищет работу, намерен уходить в нормальное место. Рассказывал о местном директоре-самодуре, невозможности любого роста, подчинении некомпетентному руководителю (который, к тому же, еще и женщина - ужас!), развале, разрухе и общей деградации.
За полтора года разлагающей этой деятельности текучка в подразделении, где работал саботирующий тип, была необычайно высокой. Что для этой компании было вообще-то совсем не свойственно.
Набирались новые сотрудники, обучались, недолгое время работали - и уходили к конкурентам. Хотя ни условия труда, ни даже заработная плата у конкурентов интереснее не были. После увольнение саботажника (а ушел он, кстати, сам), ситуация нормализовалась - текучка исчезла, люди заняты работой, а не критикой “строя” и обидами.