22,4K подписчиков

Кинг Ху - Серджио Леоне фильмов о кунг-фу

1K прочитали

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей. Середина-конец 60-х прошлого столетия были временем формирования двух популярных и сейчас жанров: спагетти-вестерна в Италии и исторического кунг-фу экшна (Уся) в Гонконге. В обоих жанрах можно выделить двух различающихся подходом к делу режиссеров, его символизирующих. Первый тип - это талантливый ремесленник, который снимал много, по 2-3 фильма в год, оставив после себя несколько жанровых шедевров и много средних и проходных лент. В Италии это Серджио Корбуччи, в Гонконге - Чанг Че. Режиссеры второго типа снимали мало и редко, но подходили к своему делу с несвойственным жанру перфекционизмом. На апениннском полуострове это безусловно Серджио Леоне, в представлении в России не нуждающийся, а на другом конце Евразии жил и работал Кинг Ху. С кратким обзором фильмов которого я и предлагаю ознакомиться.

История Сю Сан (Yu tang chun), 1964

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.

После 6 лет работы на студии Shaw Brothers в качестве декоратора. помрежа и сценариста Ху снимает свой первый фильм. Стоит отметить, что в середине 60-х студия братьев Шо еще не нащупала золотую жилу в виде фильмов о боевых искусствах и поставляла на азиатский рынок разножанровое кино. Так, "История Сю Сан" - это мюзикл, вдохновленный Пекинской оперой. То есть все диалоги пропеваются, почти как в "Шербургских зонтиках" Жака Деми, а важные повороты сюжета комментирует хор.

Сыны земли (Da di er nu), 1965

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.-2

Второй фильм режиссера тоже обошелся без кунг-фу. "Сыны земли" - это патриотическая история о китайских партизанах, борющихся с японской оккупационной администрацией в 1937-м. Кстати, первые два фильма Серджио Леоне "Последние дни Помпеи" и "Колосс Родосский" тоже были далеки от его главных работ.

Пойдем, выпьем со мной (Da zui xia), 1966

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.-3

В фильмографии Кинга Ху этот фильм занимает то же место, что и "За пригоршню долларов" у Леоне. Это пока стандартная приключенческая история с боевыми искусствами, но снятая значительно лучше, чем было принято в то время. Здесь есть все ингредиенты хорошей уся, от детективной интриги до появления таинственного пьяного мастера.

Харчевня Дракона (Long men kezhan), 1967

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.-4

Один из самых популярных в Гонконге, Тайване и Китае фильм о боевых искусствах, породившей несколько ремейков и множество подражаний. В карьере Ху занимает место аналогичное "Хорошему, плохому, злому". Серьезным преимуществом фильма является мастерски прописанный по меркам жанра сценарий (есть ощущение, что смотришь "большое кино". а не фильм о боевых единоборствах). Действие происходит в одном месте, той самой харчевне "Врата дракона" из названия. Вследствие этого фильм приобретает общие черты с вестерном, а людям незнакомым с классикой жанра сюжет напомнит "Омерзительную восьмерку" Тарантино. Начиная с этого фильма Ху покинул Гонконг и обосновался на Тайване

Касание Дзен (Xia nü), 1971

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.-5

Главный шедевр режиссера, сделавший для жанра фильмов о боевых искусствах не меньше, чем "Однажды на Диком Западе" для спагетти-вестерна. С одной стороны, поднял планку, сравнявшись с главными шедеврами голливудского и арт-кино. С другой, именно из-за этого стал недосягаемой вершиной в жанре. Настоящий эпик, который даже попал в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, что с боевым кино случается крайне редко. Что-то подобное по размаху смог снять только Чжан Имоу спустя 31 год.

Судьба Ли Хана (Ying chun ge zhi Fengbo), 1973

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.-6

После успеха "Харчевни дракона" и "Касания Дзен" Кинг Ху создает собственную производственную компанию, на базе которой снимает два чисто развлекательных фильма. Первый - "Судьба Ли Хана" отчасти повторяет сюжетную схему "Харчевни дракона": злые правительственные силы, благородные мятежники, значительная часть действия происходит в замкнутом пространстве.

Отважные (Zhong lie tu), 1975

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.-7

Фильм снимался одновременно с "Судьбой Ли Хана", но вышел значительно позже. Получился самый развлекательный из всех фильмов Кинга Ху. Владеющая в совершенстве кунг-фу семейная чета отправлена на задание ликвидировать японских пиратов, терроризирующих китайское побережье. В небольшой роли снялся молодой, но уже упитанный Саммо Хунг, который поставил бои и для "Отважных", и для "Судьбы Ли Хана". А как экшн-хореограф Хунг входит в топ-5 всех времен.

Легенда о горе (Shan zhong zhuan qi), 1979 и Дождь в горах (Kong shan ling yu), 1979

кадр из фильма "Легенда о горе"
кадр из фильма "Легенда о горе"

После длительного перерыва Кинг Ху снова снимает параллельно сразу 2 фильма, причем в Южной Корее, получив субсидии местного правительства. Успехом "горная" дилогия не пользовалась, так как экшна вы обоих фильмах крайне мало. Зато есть размышления о буддизме, политические интриги, легкий налет мистики - то, за что любят современное восточное медитативное кино, а не фильмы о кунг-фу.

Виртуоз (Siu ngo gong woo), 1990

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.-9

После финансового провала "горных" фильмов режиссер снял в начале 80-х три фильма, два из них отсутствует в сети, а третий ("Вся королевская рать) "есть но без субтитров. И если честно, выглядит он как костюмная драма, снятая для телевидения. По сути, в 1979-м карьера режиссера закончилась. В начале 90-х его приглашают поставить 2 фильма. "Виртуоз" - достойный образец исторического уся, но снимали его в разное время 5 режиссеров, включая кроме Кингу Ху, например, Цуи Харка. И если рука последнего в некоторых эпизодах чувствуется, то вклад Ху не так очевиден.

Раскрашенная кожа (Hua pi zhi: Yin yang fa wang), 1992

Если внимательно присмотреться к истории кинематографий разных стран, к примеру, итальянской и гонконгской, можно обнаружить немало параллелей.-10

Последний фильм Ху оказался фольклорной мелодрамой о любви человека и сбежавшей из другого мира демонессы. Фильм получился достойным, но снятым в духе аналогичных гонконгских фильмов эпохи. И проигрывает лучшими образцами жанра, например, "Зеленой змее" Цуи Харка.