368 год до н.э. Западное Средиземноморье
В 369/368 г. до н.э. в Карфагене разразилась чума. Она унесла много жизней граждан Карфагена.
Этим воспользовались подвластные Карфагену племена ливийцев и восстали. Отряды их конницы начали подходить к окрестностям столицы североафриканского государства финикийцев, не способного дать отпор из-за эпидемии.
Прослышав про чуму в Карфагене, правитель Сиракуз Дионисий (1) решил, что пришло время взять реванш за проигранную им предыдущую войну.
Имея отборную, имевшую большой боевой опыт армию из 30 тысяч пехоты и трех тысяч конницы, а также флот численностью в 300 боевых кораблей и большие запасы снаряжения, Дионисий обвинил карфагенян в том, что они якобы нарушили границы его государства, и развернул наступление на Сицилии.
Карфагеняне оказались к войне не готовы, и Дионисию без труда удалось овладеть городами Селинунт и Энтелла. Опустошая все на своем пути, Дионисий атаковал город Эрикс и овладел им. Отсюда двинулся на Лилибей, главную базу карфагенского флота на острове.
Пока Дионисий сражался на суше, сиракузский флот настиг эскадру, на которой плыл вдоль берегов Сицилии военачальник Ганнон, командующий карфагенскими силами на острове.
Понимая, что в лобовом столкновении с греками шансов на победу у него мало из-за численного превосходства сиракузского флота, Ганнон пошел на хитрость. Он знал, что его моряки более быстрые и опытные, чем у противника. А потому приказал снять все паруса на кораблях своей эскадры. Греки, ожидая, что карфагеняне готовятся к сражению, где будут активно применяться катапульты, выбрасывающие горючие смеси, чтобы жечь паруса, поспешили повторить действия карфагенян и также сняли все паруса на своих кораблях.
Едва они это сделали, Ганнон приказал поставить паруса на место и уходить.
Карфагенские моряки быстро выполнили поставленную перед ними задачу и их корабли скрылись прежде, чем греки сумели поставить паруса на своих кораблях.
Добравшись до Лилибея, Ганнон высадил в городе, к которому подходила армия Дионисия дополнительные воинские контингенты, а флот вывел в море.
И так случилось, что когда Дионисий оказался под стенами главной морской базы карфагенян на Сицилии, на верфях Лилибея вспыхнул пожар.
То ли его устроили умышленно, чтобы обмануть правителя Сиракуз, то ли это произошло случайно, но Дионисий решил, что флот Карфагена сгорел на стоянке и обрадованный отдал приказ, чтобы 130 его лучших боевых кораблей перебазировались из Сиракуз в Эрикс, чтобы быть поближе к театру военных действий. Сам же занялся осадой Лилибея.
Греческие навархи, которые привели 130 галер в Эрикс, основываясь на информации Дионисия, были уверены, что флот карфагенян сгорел, а потому вели себя весьма беспечно. Об этом узнал Ганнон и послал двести своих кораблей в гавань Эрикса.
Нападение оказалось неожиданным и большинство кораблей Сиракуз целыми и невредимыми оказались в руках у флотоводцев Ганнона. Сбежали немногие.
Весть о потере лучшей части флота расстроила Дионисия, а тут еще от пленных стало известно, что в Лилибее гораздо больше воинов, чем предполагали греки. Дионисий счел что разумнее будет снять осаду с города и отвел свои войска к Эриксу.
Затем наступили холода – предвестник зимы и Дионисий договорился с Ганноном о перемирии на время зимы.
Он планировал возобновить военные действия весной следующего года, но судьба распорядилась иначе. В начале следующего, 367 г. до н.э., Дионисий скончался. Его преемник, Дионисий Младший, заключил с Карфагеном мир.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Смотри также: Женский вопрос
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам