Найти тему
Натали -

Ностальгия по спектаклям. "Яблочный спас"

Афиша спектакля "Яблочный спас" (театр "СЕКРЕТ", режиссер Татьяна ТИМОНИНА)
Афиша спектакля "Яблочный спас" (театр "СЕКРЕТ", режиссер Татьяна ТИМОНИНА)

День Победы давно прошел, май на исходе, а слезы на глаза все еще наворачиваются. Как давно мы не играли наш «Яблочный спас»! Ностальгически вспоминается дом Стариковых в музее «Наследие», на площадке которого шел спектакль. Сад с зацветающими яблонями и сиренью.

Спектакль "Яблочный спас" в доме-музее "Наследие" (г.Тольятти)
Спектакль "Яблочный спас" в доме-музее "Наследие" (г.Тольятти)

Так придумала наш режиссер Татьяна Тимонина, чтобы спектакль шел в живых декорациях: настоящий дом, из которого уходили на фронт Великой Отечественной, настоящий сад… История не где-то далеко – рядом. Энергетика спектакля накладывается на энергию дома. И зрители чувствуют, ценят. Плачут и смеются. Плачут актеры, которые встречают зрителей и смотрят спектакль вместе с ними. Знают уже эту историю несложившейся, сломанной войной любви (сто раз видели!) – и все равно плачут.

Удивительное наблюдение: даже если спектакль шел в непогоду (сколько раз вдруг начинал накрапывать мелкий дождик, зябко дул ветер...) – зрители не расходились. Кутались в любезно поданные Валентиной Андреевной Казаковой, хозяйкой музея, пледы – и смотрели, впитывали в себя энергию любви, счастливой и несчастной…

Валентина Андреевна Казакова, директор музея "Наследие"
Валентина Андреевна Казакова, директор музея "Наследие"

Героев в спектакле всего два: Иван Гаврилович и Александра Алексеевна. Но вот в чем особенное волшебство: юных, молодых и стариков - их играли только два актера, Александр Миронов и Ольга Антипова.

И зрители замирали, когда Александр Миронов во время спектакля надевал фуфайку, нахлобучивал шапку-ушанку и сгибался под тяжестью лет. Менялись фигура, взгляд, лицо, голос. Мы воочию наблюдали, как движется время.

Ольга Антипова из девочки Саши с бантиками в косичках превращалась в сгорбленную старуху в платке, шаркала ногами, опираясь на клюшку.

Но самое потрясающее – это молодая старуха, которая стирает помаду с губ:

- А такую возьмешь (замуж)?

- Возьму! – отвечает Иван Гаврилович.

И взрыв зрительских аплодисментов! Все понятно им, юным. Понятна история любви их прабабушек и прадедушек. В спектакле звучала гармонь (Олег Погорелец играл гармониста Петьку)

Олег Погорелец в спектакле "Яблочный спас", дом-музей "Наследие"
Олег Погорелец в спектакле "Яблочный спас", дом-музей "Наследие"

варилась на костре картошка, пели птицы в саду.

Зрители улыбались и вытирали слезы. И становилось как-то особенно ясно, что прошлое никуда не уходит, живет, прорастает в нас, чтобы мы не допустили новой войны, берегли память, любили нашу родину.

Снова и снова благодарим драматурга Александра Праслова за прекрасный подарок театру – пьесу «Яблочный спас»!

-11